Эксперты считают, что топливный кризис может миновать Красноярск, а цены на бензин останутся на прежнем уровне. Напомним, на этой неделе стало известно, что в конце сентября временно приостановят работу сразу два крупных сибирских нефтеперерабатывающих завода — в Ачинске и Омске. Власти рекомендовали заправщикам сделать запасы топлива, а водители высказали опасение, что остановка их работы может спровоцировать дефицит топлива и дальнейший рост цен.
Накануне организатор Союза независимых АЗС Михаил Кичайкин в интервью «Авторитетному радио» решил успокоить водителей, заявив, что кризиса можно избежать. «Омский завод встает на ремонт не полностью, а только частично. Полностью производство остановлено не будет, то есть нефтепродукты будут производиться, просто в меньших объемах. На ачинском заводе ситуация сложнее — там действительно будет существенное ограничение производства и, соответственно, снижение поставок. Но при этом пока что говорить о том, что нас ожидает дефицит, все-таки рано. Есть надежда на то, что нефтяные компании создадут на нефтебазах достаточный запас нефтепродуктов, которые они будут в период ремонтов реализовывать. Если этих запасов на период ремонта хватит, то дефицита и роста цен удастся избежать», — пояснил Кичайкин.
По его данным, некоторые заправщики уже заказали бензин с сургутского и уфимских заводов — покупая там бензин по приемлемым ценам, компании восполняют возможный дефицит топлива. Он также отметил, что в связи с сезонным снижением спроса в целом по стране произошел спад цен на бензин, но это не коснулось обоих сибирских заводов.
Кичайкин также высказал предположение, что остановка заводов на ремонт — это «инструмент» нефтяных компаний для поддержания цен на нефтепродукты на высоком уровне.
Отметим, последнее массовое повышение цен на бензин в Красноярске произошло 1 сентября. Бензин марок АИ-98 (дороже 40 рублей) и АИ-95 (до 37 рублей) на трех крупных АЗС города.
На популярный среди водителей вопрос о том, почему чем дешевле нефть на мировом рынке, тем дороже бензин в России, Кичайкин пояснил, что такая зависимость в 2015 году сложилась благодаря законодательству и текущей экономической ситуации.
«У нас рынок и цена бензина на рынке очень сильно зависит от так называемой экспортной альтернативы, то есть нефтяные компании, если им выгодно отправлять нефтепродукты на экспорт, отправляют большую часть туда. На внутреннем рынке складывается определенный дефицит и цены вырастают — зачастую даже выше, чем продается бензин за границу. К примеру, есть у нефтяной компании контракт на поставку 100 тысяч тонн нефтепродуктов по цене в долларах, происходит обвал нефтяных цен. В связи с этим на следующий месяц согласно нашему законодательству снижается экспортная пошлина на бензин, что делает экспорт привлекательным. Плюс падает рубль относительно доллара, соответственно, экспортная цена в пересчете на рубль тоже существенно вырастает. И в этот период нефтяные компании начинают усиленно отгружать все объемы на экспорт, сокращая предложение на внутреннем рынке. Соответственно, на внутреннем рынке цена вырастает. Вот такая простая зависимость», — пояснил он.