В Хакасии ученые спасают петроглифы, попавшие в зону затопления Красноярского водохранилища. Об этом рассказал заведующий сектором археологии Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Юрий Есин.
На прошлой неделе представители заповедника «Хакасский» провели пресс-тур для журналистов, в ходе которого рассказали о реализации проекта, на который был выделен грант Русского географического общества. Реализовывать его заповедник будет совместно с учеными Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории.
На горном хребте Оглахты, который в настоящее время охраняется не только как исторический памятник, но и как заповедная территория, ученые нашли более 4 тыс петроглифов. Еще достаточно большое количество рисунков находится на камнях, установленных на курганах на территории участка, а еще около 400 изображений остались на прибрежных скалах. Ранее на скалах были обнаружены и описаны более 800 изображений, но при затоплении Красноярского водохранилища часть из них оказались утерянными, а другие находятся под угрозой уничтожения.
«На этом участке Оглахты представлен практически весь срез истории Хакасии за несколько тысяч лет. Древнейшие из изображений появились не менее 5-6 тыс лет назад, так называемый минусинский стиль с архаичными изображениями», — пояснил Юрий Есин.
Именно с сохранения изображений на прибрежных скалах ученые и начнут работы по сохранению наследия древних жителей Хакасии. Ранее для того чтобы переснять изображения, сделанные тысячелетия назад на камнях, учеными использовались разные методы, но одним из самых широко распространенных был перевод изображения при помощи краски на специальную бумагу, один из вариантов которого придумал красноярский художник Владимир Капелько, долгое время работавший в Хакасии. Однако, по словам Юрия Есина, это не очень хороший способ, так как он не позволяет выделить все детали изображения, особенно в случае, если рисунок очень старый.
«Чтобы потом с этого сделать прорисовку и какую-то публикацию и ввести изображение в научный оборот, нужно „вытянуть“ все детали, а для этого нужно, чтобы контур изображения был очень контрастен. Методика с мокрой бумагой и краской — она тоже была не очень хороша, так как при глубоком крупном изображении получалось выделить все детали, а мелкие гравированные линии могли быть вообще не видны, либо получались смазанными», — пояснил ученый.
Для более точного копирования изображения ученые Хакасии будут изготавливать силиконовые копии наскальных рисунков. Этот метод разработан их коллегами из музея доисторической антропологии княжества Монако и позволяет получить очень точное изображение, повторяющее рельеф самого камня и мельчайших линий рисунка. «Силикон позволяет очень точно зафиксировать структуру любой поверхности со всеми трещинками и деталями», — пояснил Юрий Есин. Для сохранения рисунков на камень наносится тонкий слой парафина для защиты, а затем, после высыхания, тонкий слой силикона, применяющегося в стоматологии.
«Он снимается после высыхания и может сворачиваться в рулончик. Получается форма-копия скальной поверхности. Затем, уже в лабораторных условиях, в городе, можно в этой форме отлить контур скальной поверхности. Для этого применяются полисинтетические смолы и наполнители скальные, что позволяют получить отливку очень похожую на оригинал, на то, как выглядит сама скала», — пояснил ученый.
За границей такие технологии применяются давно для сохранения памятников истории, которым грозит уничтожение. В России такая технология применяется достаточно редко, так как она очень дорога. В рамках гранта, кроме создания копий наскальных изображений, ученым предстоит создать альбом с изображениями наиболее интересных наскальных рисунков с научно-популярным текстом.