Автомобили вырвались в лидеры по вкладу в загрязнение воздуха в крупных городах, опередив промышленные предприятия, об этом заявила глава Роспотребнадзора Анна Попова на съезде «Единой России». «Если раньше основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха был вкладом предприятий, то сегодня до 80 % в крупных городах — это вклад автотранспорта», — рассказала она. В ведомстве связывают изменения в рейтинге с ростом числа автомобилей в городах.
При этом Попова отметила общую тенденцию улучшения качества воздуха, в том числе вблизи автомагистралей: доля проб с превышением гигиенических нормативов загрязняющих веществ уменьшилась на 0,46 %, говорится в госдокладе Роспотребнадзора «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за 2015 год. В документе также отмечается, что «выбросы стационарных источников загрязнения на многих предприятиях достигли установленных предельно допустимых уровней, в том числе в результате перехода на более современные технологии; ряд источников загрязнения прекратил существование или снизил мощность».
В Минприроды также констатируют увеличение количества автомобилей в крупных городах:
«Среди субъектов Российской Федерации по объемам выбросов от автотранспорта лидирует, естественно, Москва», — говорится в госдокладе ведомства «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». Из документа следует, что на долю Москвы приходится более четверти (25,4 %) всех выбросов загрязняющих веществ от автомобилей Центрального федерального округа (919,2 тыс. из 3620,6 тыс. тонн), а вместе с выбросами автотранспорта Московской области выбросы столичного региона составляют 46,7 % всех автотранспортных выбросов ЦФО.
Однако, как рассказал «Ъ» глава минприроды Сергей Донской, в столице проводится эффективная работа по снижению экологического воздействия автотранспорта: «В том числе это строительство дорожной инфраструктуры, улучшение дорожного движения и развитие общественного транспорта,— заявил он.— Все это имеет положительное влияние на качество атмосферного воздуха». «В целом за счет ввода требований к экологическому классу топлива и двигателей, ряда мер по развитию дорожной инфраструктуры, общественного транспорта в дальнейшем удастся нивелировать эффект от роста парка автомобилей», — считают в минприроды.
«Динамика выбросов от стационарных и передвижных источников — это многофакторная система, чтобы делать такой однозначный вывод по всем крупным городам,— рассказала руководитель движения ЭКА Татьяна Честина.— Есть города с серьезным промышленным загрязнением, например с открытой перевалкой угля, как в Мурманске или во Владивостоке». По ее словам, действительно можно выделить общую тенденцию по увеличению числа «передвижных загрязнителей».
«В то же время есть другие факторы, которые влияют на автомобильные выбросы, например, с 1 июля 2016 года в России запрещена продажа автомобильного бензина классом ниже „Евро-5“, аналогичный запрет для дизельного топлива действует с начала года,— добавила госпожа Честина.— Недавнее резкое повышение цен в Москве на парковку в центре также может потенциально снизить пользование легковыми автомобилями».