Депутаты Законодательного Собрания края провели выездное совещание по развитию речного транспорта в регионе. Парламентарии посетили Красноярский судоремонтный центр АО «Енисейское речное пароходство», осмотрели суда АО «ПассажирРечТранс» и обсудили перспективы развития в крае пассажирского речного сообщения.
Председатель комитета Владимир Демидов подчеркнул, что погружение в проблему на местах — приоритет парламентской работы.
«В свое время Енисейское речное пароходство перевозило 28 млн тонн грузов, — напомнил председатель комитета. — Сегодня все участники рынка перевозят примерно 6 млн тонн. Мы понимаем, что стратегия социально-экономического развития края до 2030 года напрямую связана с нашими реками и Северным морским путем. Это и различные нефтяные месторождения Таймыра и Эвенкии, это и модернизация „Норильского никеля“. Второй вопрос — это развитие пассажирского транспорта. Для нас он имеет огромное значение».
Генеральный директор АО «ПассажирРечТранс» Иван Шевченко рассказал о текущем состоянии и развитии пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте и деятельности предприятия. Акционерное общество начало свою работу в апреле 2006 года. Его учредителем и стопроцентным владельцем акций является государственное предприятие Красноярского края «Центр транспортной логистики». Численность сотрудников составляет 227 человек, из которых 52 — береговые работники. Основная задача предприятия — перевозка пассажиров внутренним водным транспортом в Енисейском бассейне. Период навигации — с 29 апреля по 13 октября.
Весь флот составляет 30 единиц. Из них 11 — самоходные пассажирские суда, столько же дебаркадеров, а остальные — паромные переправы.
Часть эксплуатируемого флота находится на балансе, другая арендуется у сторонних организаций.
Социально значимыми маршрутами являются Красноярск — Дудинка, по которым идут два теплохода — «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов» (44 рейса в год). Также предприятие осуществляет перевозки на четырех скоростных теплоходах по маршруту Енисейск — Бор (220 рейсов в год). Значимыми маршрутами стали Торговый центр — Усть-Мана (756 рейсов в год), Лесосибирск — Высокогорск (490 рейсов в год) и некоторые другие. Большой объем перевозок осуществляется паромными переправами.
Среди проблемных вопросов — обновление плавсостава. Устаревшие суда создают угрозу безопасности, к тому же с каждым годом ужесточаются требования к организации пассажирских перевозок водным транспортом. Предприятие прорабатывало различные варианты решения проблемы: приобретение судов на вторичном рынке, модернизация собственных и закупка новых.
Рассказывая о первом варианте, Иван Шевченко сообщил, что найти подходящий теплоход для Енисейского бассейна — целая проблема, поскольку не все суда по своим габаритам и осадке подходят для эксплуатации на реках региона. Модернизация собственных судов, по предварительным подсчетам, обойдется в 600 млн рублей, а производство новых — примерно в два раза больше.
При этом необходимо понимать, что в случае модернизации теплохода он на определенное время будет выведен из эксплуатации, что скажется на перевозке пассажиров. Поэтому более предпочтительным выглядит покупка нового, но для этого нужны большие деньги.
Владимир Демидов предложил профильному министерству проработать вопрос с федеральными органами власти. Возможно, необходимо разработать целевую программу по обновлению речных судов в регионах России. Проблема характерна для многих субъектов федерации, и если сейчас ничего не предпринять, то вскоре они останутся без речного флота.
В качестве содокладчика выступил заместитель директора Енисейского филиала ФАУ «Российский речной регистр» Сергей Коновалов. Он рассказал, что на данный момент на учете в крае состоит порядка 45 единиц пассажирского флота. Судовладельцами являются различные организации, основной из них — «ПассажирРечТранс».
Средний возраст судов составляет 28 лет. Но таким крупным теплоходам, как «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов», уже перевалило за 60 лет.
«Поддержание судов в годном техническом состоянии с каждым годом становится все более проблематичным, — отметил он — Это и необходимость проведения ремонта изнашиваемого оборудования, и установка дополнительного, а сейчас на пассажирские суда распространится требование по установке сигнализации на иллюминаторы, которые находятся ниже палубы надводного борта. Конечно, судовладельцам приходится нести большие затраты. Как ни пытайся поддерживать старые суда в годном техническом состоянии, вопрос обновления состава пассажирского флота будет актуален».
В ходе обсуждения докладов депутат Сергей Попов отметил, что представленная информация не отражает стратегического видения развития водного транспорта в крае.
Коллегу поддержали другие парламентарии: у депутатов не сложилось общее представление, в каком направлении будет развиваться водный транспорт края. Народные избранники также указали на то, что в документе ничего не говорится о перспективах внутригородского речного сообщения в Красноярске, хотя эта тема также заслуживает проработки.