Пировский район Красноярского края может стать муниципальным округом. С такой инициативной в Законодательном Собрании выступили местные жители.
На заседании комитета по госустройству, законодательству и местному самоуправлению парламентарии обсудили и вынесли на рассмотрение сессии поправки в Устав Красноярского края, которые коренным образом могут изменить административно-территориальное деление региона. С 1 мая 2019 года вступил в силу федеральный закон, предусматривающий введение нового вида муниципального образования — муниципальный округ. Создание муниципальных округов предполагает одноуровневую систему управления: все представительные и административные функции поселения передадут в административный центр округа, соответственно, сельские советы депутатов и администрации поселений прекратят свое существование.
Депутаты одобрили поправку 32 статьи Устава края, которая и закрепляет округ в качестве вида административно-территориальной единицы. Далее парламентарии рассмотрели обращение главы Пировского района. Там, как только были приняты изменения в федеральном законодательстве, изъявили желание объединиться в муниципальный округ и готовы выступить с такой законодательной инициативой сразу же после вступления в силу поправок в Устав края. Председатель Пировского районного Совета депутатов Галина Костыгина заявила, что в состав муниципального округа войдут все поселения района. Она назвала несколько причин, по которым муниципальный округ для жителей района будет предпочтительнее существующей сегодня модели.
«Перед нами пример Северо-Енисейского района с единым центром управления, и мы давно хотели организовать все таким же образом, но не позволяло законодательство. Причин несколько. Во-первых, район, хоть и не считается северным, но климатические условия у нас жесткие, снега зимой больше, чем в Лесосибирске. Своих сил у поселений не хватает, даже чтобы вовремя почистить дорогу, а это вопрос не только транспортного сообщения, но и безопасности в случае аварийных ситуаций и ЧС, своевременного оказания медицинской помощи. Очевидно, что из единого центра эти вопросы будут решаться оперативнее. Второе — нехватка квалифицированных кадров. Из девяти глав поселений трое подали в отставку. В одном из сёл перед началом декларационной кампании все депутаты сложили с себя полномочия. Даже кандидатов сёла не могут набрать в необходимом количестве. Не хватает юристов, поэтому слабая поселенческая нормативная база. Нет контролирующих финансовых органов. Мы полагаем, что после создания муниципального округа с консолидированным бюджетом местные проблемы будут решаться на более качественном организационном уровне. И экономия на выборах в сельские советы и администрации, на содержание штата, хоть и небольшого, — тоже подспорье для бюджета», — рассказала Галина Костыгина.
Свою точку зрения на создание в крае муниципальных округов высказал заместитель администрации губернатора края Андрей Игнатенко. Он отметил, что с их появлением повысится управляемость, но при этом решение о создании округов могут принять только сами территории при безусловной поддержке жителей. Заместитель начальника управления территориальной политики Светлана Турчанова рассказала о «дорожной карте», с помощью которой те, кто решится на объединение в муниципальный округ, смогут довести свое желание от публичных слушаний до законопроекта.
В прениях выступили как члены комитета, так и приглашенные депутаты. Александра Новикова и Егора Бондаренко интересовало, не «спустили» ли эту инициативу в Пировский район «сверху», и как обычные жители относятся к идее создания округа, на что председатель райсовета ответила: «Мы все давно хотели как в Северо-Енисейском». Председатели комитетов Александр Симановский и Владимир Демидов предложили в обязательном порядке приглашать на публичные слушания депутатов Законодательного Собрания.
Когда прозвучало пожелание «расписать дорожную карту» по созданию муниципального округа для всей территории края, первый вице-спикер краевого парламента Сергей Попов высказал свое мнение по этому вопросу:
«Никакой кампанейщины в этом деле быть не должно, и не надо подталкивать муниципалитеты в спину. Этот новый механизм нельзя превращать в инструмент решения исключительно административных управленческих задач или продвижения политических амбиций. Муниципальный округ — это не только экономия бюджетных средств и сокращение численности чиновников, но и единый генеральный план, сбалансированное развитие территории, единые правила благоустройства, единый подход к тарифной и налоговой политике и так далее. При этом все мы знаем примеры, когда и при существующей двухуровневой модели МСУ некоторые поселения прекрасно решают проблемы местного значения. Так что, по моему убеждению, действовать необходимо с долей здорового консерватизма, аккуратно и последовательно».
В итоге комитет принял к сведению информацию из Пировского района. К осени депутаты запланировали провести выездное заседание, чтобы обсудить эту инициативу с жителями района на месте.