>
>
«Сердце агрегата»: кадры исторической модернизации Красноярской ГЭС

«Сердце агрегата»: кадры исторической модернизации Красноярской ГЭС

05.03.2018
0
Фото: пресс-служба Красноярской ГЭС

На любой гидроэлектростанции гидроагрегат — это основная технологическая единица, а рабочее колесо гидроагрегата — его сердце, ключевой элемент. Вращаясь под давлением воды, колесо запускает ротор генератора, отчего, собственно, вырабатывается электрический ток.

На Красноярской ГЭС рабочие колеса каждого из 12 гидроагрегатов служат верой и правдой уже почти полвека. Ни одно не выходило из строя, но на станции действует политика — не доводить до отказа, а предупреждать. Вынуждено менять такое оборудование не приходится, только — по плану. Замена рабочих колес Красноярской ГЭС стала частью масштабной программы модернизации сибирских гидроэлектростанций ЕвроСибЭнерго «Новая энергия».

Провести замену даже одного колеса не так просто. Только доставка на станцию стоила немалых сил. Из Санкт-Петербурга в Красноярский край два колеса весом 244 тонны и диаметром 8,5 м каждое везли на барже по Беломоро-Балтийскому каналу, Белому, Баренцеву, Карскому морям и далее по Енисею до причала возле ГЭС. Расстояние превысило 6000 км.

После на станции велась подготовка к замене — изымалось старое рабочее колесо и временно демонтировались части гидроагрегата: генераторный подшипник, крестовина, ротор, подпятник, турбинный подшипник, крышка турбины, направляющий аппарат, вал. Затем новое колесо, наконец, было установлено, а рабочие взялись за восстановление изначальной конфигурации агрегата.

«Первым этапом стала замена рабочего колеса гидроагрегата № 9. Для нас это совершенно уникальная операция, каждый этап которой был связан с оценкой определенных рисков, с какими-то техническими сложностями. Сроки при этом были крайне ограничены, поскольку мы имеем обязательства перед оптовым рынком. На то, чтобы провести разгрузочные и монтажные работы, а также пусковые испытания, у нас было всего 160 дней», — прокомментировал заместитель директора по основному производству Красноярской ГЭС ЕвроСибЭнерго Дмитрий Краснобаев.

Несмотря на ограниченное время, замена колеса прошла успешно, и 2 марта коллектив Красноярской ГЭС совершил исторический запуск.

«Это принципиально новый шаг в работе нашей станции. Мы стали на уровень выше, поскольку новое рабочее колесо с точки зрения механических характеристик практически совершенно и даст повышенный коэффициент полезного действия при пониженном расходе энергоресурсов. Другими словами — повысит эффективность работы ГЭС, позволяя вырабатывать больше энергии, пропуская через турбину тот же объем воды», — добавил Дмитрий Краснобаев.

«Новое колесо имеет КПД 96,7%. От предыдущего колеса его отличает форма, площадь и профиль лопастей. За счёт всего этого эффективность колеса заметно выше. Плюс оно изготовлено из нержавеющей стали и более стойко к износу. Такие колеса уникальны и сделаны именно для Красноярской ГЭС в единственном экземпляре», — рассказал начальник турбинного цеха Красноярской ГЭС ЕвроСибЭнерго Олег Лихачев.

Замена рабочих колес на Красноярской ГЭС продолжится. Это часть программы комплексной модернизации, которая проходит на гидростанции. В целом к 2019 году благодаря программе ЕвроСибЭнерго «Новая энергия» Красноярская, Братская и Усть-Илимская увеличат производство экологически чистой электроэнергии на 1,5 млрд кВтч в год, пропуская через турбины тот же объем воды. Это позволит сократить выбросы парниковых газов угольных электростанций на 2 млн. тонн в год.

Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фотографии Алины Ковригиной

Рекомендуем почитать