Тайны и артефактЫ МузеЯ СФУ

Как я полюбил музеи

Свой первый поход в музей я не помню. В детстве мама часто водила нас туда, особенно когда приезжали дедушка и бабушка. Старики разглядывали экспонаты, что-то рассказывали, но нам, детям, было не очень интересно. Может, дело было в самом музее — он в моем родном провинциальном городке был один, маленький и дряхлый, может — в привычных экспонатах и усталых экскурсоводах...

Интерес к изучению старины у меня появился только после похода в Краевой краеведческий: вот это был настоящий музей! И, как говорится, понеслось! За последние несколько лет я побывал везде, где можно — включая Юдинку, Литературный и даже музей полиции!

А недавно я узнал, что, оказывается, и в Сибирском федеральном университете есть свой музей с большой коллекцией уникальных экспонатов. Там и древние артефакты, и редкие камни, и старинные документы. Я тут же связался с вузом, напросился на экскурсию — и целую неделю исследовал все его тайные кулуары. Предлагаю вам вместе со мной пройтись по его главным залам — о музее мало кто знает, так что, поверьте, путешествие будет очень интересным!

Знакомьтесь, экспоцентр – визитная карточка Музея СФУ

– На момент образования СФУ, музей как таковой был только в Цветмете. В других институтах пытались что-то подобное сделать, но никто не доводил дело до конца. К сожалению, из-за пожара в 2003 году и от цветметовского музея мало что осталось, мы приняли его в плачевном состоянии, пришлось создавать всё вновь. Ещё был геологический кафедральный музей-лаборатория, который стал впоследствии геологическим сектором.

Когда мы стали вникать, с чем мы можем работать на начальном этапе, оказалось, что это крохи, надо было знакомиться с людьми, искать экспонаты, артефакты, – рассказывает директор Музея СФУ Анна Сергеевна Румянцева о тех временах. Трудно было представить, что через 10 лет маленький сектор Геологии будет требовать расширения, сектор Истории обзаведётся множеством друзей и соратников, а здесь, на 4 этаже библиотеки, вместо обычного читального зала появится светлое и уютное экспозиционное пространство, которое вместит самые значимые экспонаты музея и станет его визитной карточкой.

– Первый год мы вообще сидели в архиве, никто серьёзно музей не воспринимал, да многие и сейчас обывательски смотрят на музей, лишь как на «хранилище старья», не вникают в это понятие по-настоящему, – улыбается Румянцева.

Главное достояние экспоцентра – историческая экспозиция «Сибирский федеральный университет: вчера, сегодня и завтра». Это уникальное панно, состоящее из трёх временных отрезков. Первое полотнище, которым особенно гордятся музейщики, представляет собой полную имитацию карты Красноярска, насыщенную именами, событиями, знаковыми объектами и легендами города. В части «Сегодня» помимо спеециальностей, которым обучает СФУ, на большом экране в режиме онлайн транслируются события, которыми живёт университет. «Завтра» же рисует нам глобальные цели университета: проведение Универсиады-2019 и участие в Проекте 5-100.

– Многие говорили, что вести выставочную работу – это не наше дело, мол, мы корпоративный музей, но ведь никто не отменял эстетическое воспитание молодёжи, – рассказывает Анна Сергеевна про организацию выставок, которыми славится Сибирский федеральный университет. – В начале своей работы мы заключили соглашение с Союзом художников Красноярского края, чтобы войти в этот мир, понять, как здесь всё устроено, получить консультацию спецов, а со временем уже и к нам стали обращаться за помощью в области истории и искусства.

Помимо работы по благоустройству секторов и насыщению их экспонатами, Анне Сергеевне пришлось долго и упорно приучать студентов и преподавателей к тому, что и в стенах университета можно спокойно постоять, посмотреть работы художников и скульпторов, даже познакомиться с ними лично. Сейчас она со смехом вспоминает, как перевоспитывала студентов, привыкших к тому, что местечко на втором этаже второго колодца – просто еще одно место для перекусов. Она не уставала повторять им, что отныне это художественная галерея «Презентация». Пришлось бороться и за своё место в профессиональном сообществе, доказывать, что Музей СФУ – тоже часть культуры и истории Красноярска.

– А ещё нам пришла счастливая идея: с каждой нашей выставки просить у автора оставить нам что-нибудь на память, и за счет этих подарков сегодня мы собрали целую коллекцию подлинных художественных, скульптурных и прикладных работ, которая насчитывает триста с лишним экспонатов. Я считаю, что это настоящее достижение. Только подумайте — наш музей не профильный, не художественный, а обладает уникальной коллекцией подлинников…

В коллекцию Музея СФУ свои работы передали заслуженный художник РФ Валерий Кудринский, член Союза художников России Александр Щербаков, известная красноярская художница Юлия Иванова. Профессор института архитекторы и дизайна Александр Сорокин подарил 92 листа с уникальной графикой – ими сотрудники музея особенно гордятся.

В музее не ограничиваются простым хранением экспонатов, связанных с историей СФУ и Красноярска – сегодня здесь ведут полноценные научные исследования. А как же иначе – это же университетский музей.

Музей геологии — каждый квадратный сантиметр на вес золота

Экспоцентр мне понравился — трогательное сочетание личных переживаний и вещей с официальной историей. Анна Сергеевна настоятельно рекомендовала следующим пунктом выбрать музей геологии СФУ и пообещала много интересного. Что тут сказать — такого количества камней и драгоценностей я еще не видел!

– Сегодня наша экспозиция насчитывает около 2000 предметов: минералов, горных пород и ископаемых остатков фауны и флоры, – завсектором геологии Людмила Окладникова идёт до рабочего стола за ключом, чтобы открыть витрину и показать нам камушки поближе.

От витрины до стола – всего три шага: сектор расположился в обычной учебной аудитории, и каждый квадратный сантиметр здесь – на вес золота. Причем, буквально – самородного золота, серебра и меди. Здесь есть совсем маленькие образцы драгоценных камней, таких как изумруд, рубин, а есть друзы минералов, которые весят явно больше 50 килограммов, несколько разновидностей флюорита всех цветов: от изумрудно-зеленого до тёмно-фиолетового, а есть танзанит – камень очень редкий и очень дорогой. Не поверите, но по богатству коллекций этот скромный уголок не уступает Музею геологии Центральной Сибири.

Людмила Григорьевна заведует сектором геологии уже 13 лет. Вместе с ней сектор пережил ремонт, создание электронно-информационной базы данных, и теперь готовится к переезду в новое помещение – попросторнее. История этого сектора началась с появления в Красноярске Института цветных металлов (КИЦМ), на баланс которого было передано оборудование геологических кафедр и учебная коллекция минералов и горных пород Московского института цветных металлов и золота. Сейчас фонды музея пополняют студенты-геологи, каждое лето они выезжают на полевые практики и самые интересные находки непременно несут в музей. Это стало уже доброй традицией Института горного дела, геологии и геотехнологий.

Людмила Григорьевна сетует: раньше, когда практика проходила в республиках Советского Союза, камней привозили больше. Были интересные образцы из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Грузии. Сейчас же экспонаты поступают реже и в небольших количествах – около 10 образцов в год.
– У каждого экспоната своя история. Какие-то передали в дар музею благодарные выпускники, какие-то добыли наши студенты во время практики. Наша гордость – четыре породы: тусионит, ташелгит, ферропедрисит и россовскиит, которые открыл и назвал наш коллега, доцент Института горного дела, геологии и геотехнологии Сергей Анатольевич Ананьев с группой геологов.
– А есть в музее экспонаты, которые вызывают большой интерес у посетителей?
– Обычно все фотографируют золото, – смеется Окладникова. И действительно, в витрине с минералами в одном ряду с ртутью и серебром лежат маленькие золотые самородки. – Наша задача – показать прелести земных недр в том виде, в каком они созданы самой природой. Площадь сектора невелика, но ходить здесь можно часами.

– Вот смотрите, – указывает Людмила Григорьевна на медные самородки, – такая форма называется дендриты. Dendros с латинского – дерево. Они действительно похожи на веточки деревьев. Есть интересные кристаллы пирита – самого распространенного в земной коре сульфида железа, его ещё называют «золото дураков». Порой студенты удивляются: «Да это же золото. Посмотрите, как оно блестит», на что я отвечаю: «Плохо вы учились, ребята – не всё то золото, что блестит».

– А есть у вас кусочек Тунгусского метеорита?
– А был ли он вообще? – смеётся Людмила Григорьевна. – У нас есть образцы Челябинского и Сихотэ-Алинского метеоритов, и даже два небольших кусочка от 44-тонного метеорита с красивым именем «Кампо-дель-Сьело», упавшего несколько тысяч лет назад в Аргентине.

Прошу скорее показать мне легендарный Челябинский метеорит. Его фрагмент весом 216,6 граммов был передан Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области через бывшего студента Бориса Лобастова директору Института горного дела, геологии и геотехнологий Владимиру Макарову, а тот передал его в дар музею.

Вдруг в кабинет с бодрым «Людмила Григорьевна, можно?» влетает толпа первокурсников. На практическом занятии они сегодня проходили сульфиды, и зашли в музей познакомиться с ними лично, чтобы на практике не спутать их с сульфатами.

– И так каждый день, – Окладникова уступает место преподавателю, который знакомит студентов с различными свойствами минералов по заданной теме, и продолжает рассказ. – Интерес к нам большой. Профессия геолога хоть и трудная, но очень интересная. Попробуй-ка выучить такое разнообразие минералов (а их в мире насчитывается более 4 тысяч!), когда один и тот же минерал может иметь несколько разновидностей и выглядеть совершенно по-разному. Для этого надо быть человеком увлеченным, иметь аналитический ум, знание физики, химии, математики и прочих наук, хорошую память, и очень любить профессию, которую ты избрал. Ведь камни — это те же книги, надо научиться их читать.

Студенты приходят сюда, чтобы закрепить знания по минералогии, петрографии, кристаллографии и исторической геологии.

На базе коллекций сектора ведется просветительская работа среди школьников, работает «Клуб юного геолога». Круглый год здесь проводят экскурсии для всех, кто желает познакомиться с геологией.

Чтобы попасть на экскурсию, необходимо оформить заявку и отправить её заведующей сектором на почту lokladnikova@mail.ru.

Сектор Археологии — разведки и раскопки

Есть в Музее СФУ сектор с удивительной судьбой: он хранит в своих фондах уйму уникальных вещей, но вы не увидите здесь стеклянных выставочных витрин, да и экскурсии сюда тоже не водят. Археологический сектор Музея СФУ – это не музей в привычном его виде, и больше, чем просто экспозиция. Это кропотливая работа археологов Сибирского федерального университета по сохранению ценностей, найденных во время раскопок на территории России.

– В нашей стране все археологические находки считаются материальными и культурными ценностями государства. В прошлом году Музей СФУ был зарегистрирован в Госкаталоге Музейного фонда Российской Федерации и получил право хранить эти ценности в своих фондах. Если университет стремится к тому, чтобы быть обладателем культурных ценностей и использовать их в научно-исследовательских целях, то такой фонд ему просто необходим. Передавать археологические коллекции куда-то – значит лишаться первоисточников, – рассказывает кандидат исторических наук, доцент СФУ, заведующий сектором археологии Павел Мандрыка.

Фонды сектора пополняют артефакты, которые добывают во время разведок и раскопок сотрудники лаборатории археологии и этнографии Сибири СФУ вместе со студентами Гуманитарного института. Ежегодно они привозят множество артефактов разной степени зрелищности для обывателей и значимости для науки, но все единственные в своём роде. И перед музейщиками стоит архисложная задача – все эти предметы подготовить к длительному хранению, отреставрировать, описать, сфотографировать и зарегистрировать в Государственном каталоге.

– Одно дело их отыскать и привезти, – рассказывает Павел Владимирович, – но ведь их нужно и сохранить, они очень хрупкие и уязвимые. Тысячи лет эти артефакты пролежали в земле, и, когда их достают на поверхность, они попадают в резко изменившиеся условия. В атмосферном воздухе больше содержание кислорода и ниже влажность, поэтому при неправильном обращении эти древности могут рассыпаться у нас в руках. Это касается абсолютно всех материалов: и керамики, и железа, и рОга, и кости. Зачем мы тратим сумасшедшие силы и средства, добывая их в полях? Для этого и необходим археологический сектор музея, задача которого – довести находку до ума и преподнести материалы, которые добываются неимоверным трудом во время экспедиций: учёным для исследований, студентам для использования их в учебном процессе, да и просто любителям археологии во время выставок.

Над хрупкими свидетельствами древности уже в камеральном режиме колдует Маргарита – сотрудница музея, которая совершенствуется в искусстве превращения полуразрушенных грязных находок в достойный музейный экспонат уже около 10 лет.

Механизм восстановления старый, проверенный и простой: предметы нужно сначала очистить, пропитать определёнными растворами, по максимуму воссоздать форму и склеить. Клей не простой, а на основе щадящих растворов, чтобы собранную форму можно было снова превратить в черепки, если это необходимо для исследований. Конечная стадия обработки артефакта – «залечить» все пустоты, которые остались после реконструкции.

– И сколько обычно времени уходит на воссоздание такого вот горшка?

– Всё очень индивидуально, – качает головой Маргарита, – каждый предмет уникален, и сохранность каждого предмета уникальна. Если предмет лежал отдельным блоком, то восстановить его будет относительно легко, а если он был рассеян по всей территории раскопок, то на это уйдет гораздо больше времени. Когда есть опыт, можно придумать для себя стратегии сборки этого пазла.
– Правильно! – Павел Владимирович кивает в сторону рабочего стола, где рядами лежат черепки, которые в скором будущем станут керамическим сосудом. Точнее сказать, черепки, которые им когда-то были. – Это пазл! Пазл в квадрате. И его сборка требует сил, средств и времени. Самое главное – времени.

У сектора пока нет выставочного помещения, где можно было бы держать экспозицию на постоянной основе, потому что археологические экспонаты требуют особых условий: в зале должна быть определённая температура и влажность, высокий уровень защищённости. У археологов есть такие помещения, но, к сожалению, они не слишком большие по площади.

– Музейная работа – это не просто хранить всю эту красоту в ящичках, а как можно больше и чаще её показывать. Многие наши коллекции можно увидеть в краевых и районных музеях: в Красноярском краеведческом музее, Богучанском, Канском, Эвенкийском (в посёлке Тура).

Археологическими выставками богат и СФУ. Ежегодно на территории университета проходят конференции и форумы, посвящённые сохранению культурного наследия, и каждое такое мероприятие сопровождается выставкой в библиотеке СФУ. Например, разворачивались выставки к конференции по естественнонаучным исследованиям в археологии, посвященной деятельности Н.К.Ауэрбаха, международной конференции по древним культурам Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая. Каждая выставка отражает ключевые проблемы мероприятия.

Сектор истории СФУ — щуки, шпаргалки и кое-что ещё

– А вы знаете, что Сибирскому федеральному университету в 2018 году исполняется 100 лет? – факт, которым Марина Борисовна Епина встречает посетителей сектора истории Музея СФУ, действует как ушат с холодной водой. Кажется, совсем недавно вуз отмечал свое десятилетие…

Но с заведующей исторического сектора не поспоришь, ведь именно здесь собраны истории всех институтов, на базе которых был создан Сибирский федеральный университет. – История СФУ началась 4 сентября 1918 года, когда образовалась Московская горная академия. 12 лет спустя на базе её факультетов были созданы шесть отраслевых институтов, в том числе и Московский институт цветных металлов и золота, который в 1958 году перевели в Красноярск. Вот и получается, что с 1918 до 2018 года 100 лет прошло! – объясняет несложную музейную математику завсектором.

– Как вы думаете, кто пишет историю музея? – вовлекать посетителей в диалог – особый стиль Марины Борисовны. Она верит, что просто строчить информацией недостаточно. ­– Выпускники! Даже этот панорамный снимок студгородка принёс нам выпускник КИЦМ 1959 года. Он сделал фотосъемку этой панорамы из окна чердака общежития института и скрепил отдельные фрагменты обычным пластырем. А когда появился Музей СФУ, мы бросили клич в газете, что музей приступил к сбору материалов об истории и людях университета и попросили откликнуться всех неравнодушных. Здорово, что такие люди нашлись и находятся и по сей день: достаточно много интересных экспонатов, воспоминаний о своей студенческой жизни появилось в музее благодаря им. Фонд музея постоянно пополняется музейными предметами советской и постсоветской эпох, а также нынешнего времени.

Панорама студгородка Красноярского института цветных металлов, 1959 год

Работе с выпускниками, вышедшими на пенсию, преподавателями и их родственниками здесь уделяют большое внимание. Они не только пополняют фонд музея, но и принимают активное участие в жизни музея, и даже инициируют некоторые мероприятия.

Когда-то исторический сектор Музея СФУ был музеем истории Красноярского института цветных металлов, и, отдавая дань своей собственной истории, хранит в фондах немало произведений металлургического искусства. На входе всех встречает бюст Михаила Калинина, имя которого когда-то носил цветмет.

– Это вот – дипломная работа студента! – Марина Борисовна не без труда выдвигает пудовый пуфик с сидушкой из золотой парчи и металлическими резными ножками. – А эта дама, как думаете, из чего сделана? – хитро улыбаясь и указывая на античную скульптуру. Мы, хоть и чувствуем подвох, отвечаем единодушно: «Гипс», – а вот и нет, – она дважды стучит по скульптуре, в комнате раздаётся приглушённый металлический звон, – Алюминиевый сплав! Таких всего две в городе.

Ключевые события Музея СФУ

Интересно? Еще бы!

Путешествие по Музею СФУ подошло к концу. Отныне Сибирский федеральный университет для меня не только родной вуз, но и настоящая вселенная событий, людей, артефактов и новых знаний. Скрытые в его музее экспонаты ждут своих посетителей — звоните, записывайтесь и открывайте для себя неизвестную историю родного края, страны и целого мира!