Вместо вступления: да, я в курсе, что эта пластинка вышла не то чтобы вчера. Но в своё время я её как-то упустил из виду, а вчерашний концерт «Мумий тролля» в «Че геваре», традиционно аншлаговый, показался мне отличным поводом вернуться к ней. Тем более что поговорить там есть о чём.
«Редкие земли» — не то чтобы новый альбом «Мумий тролля»; это сборник разных песен, которые не попали на их прежние полнометражные альбомы. Казалось бы, ерунда, зачем нам; но в случае с «МТ» выпуск такой пластинки вполне понятен. Они одни из немногих в нашей стране (вернее, практически единственные), кто регулярно пытался работать не только в альбомном формате — они выпускали какие-то самостоятельные синглы, заморачивались с их оформлением и наполнением, и так далее. И многие песни с «Редких земель», кстати, не такие уж и редкие — на финал, например, поставлена всенародно любимая «С новым годом, крошка!», а в середине обретается трогательный фаворит второй половины 90-х «Девочкодруг».
Но главная ценность «Редких земель» не в том, узнаешь песни с альбома или нет — она скорее в том, как такой сборник вроде бы не самых важных вещей группы оказывается вполне внятным путеводителем по множественным звуковым ипостасям «МТ». Тут есть и ернический гитарный рок, с которого они начинали («Шамора» и «Саундтрек», духовный двойник «Владивостока-2000»), и чувственный электрический поп для взрослых времен «Меамуров» и «Слияния и поглощения» («Нет нет нет»), и инструментальные зарисовки в дух «МТ»-шных саундтреков («Война человечков», «На перекрестках судьбы»), и прозрачная взрослая гитарная музыка последней пары альбомов («Вечер»). То есть, «Мумий тролль», наверное, всё-таки очень важная для нашей страны группа, раз у неё даже сборники песен второго эшелона складываются во внятное и интересное творческое высказывание.
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове