Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края

Видео

Александр Усс, председатель Законодательного Собрания края:

— Законодательное Собрание — одна из ветвей краевой власти. И я полагаю, что нашим главным результатом является то, что мы удержали финансовую и экономическую ситуацию в относительно спокойном положении. На самом деле в конце прошлого — начале нынешнего года ситуация была крайне тревожной. Чем-то она напоминала с точки зрения перспектив то, что у нас было в 2008 году, когда был мировой кризис. Теперь сложились три фактора. Санкции непосредственно коснулись крупнейших предприятий края. Далее — скачок доллара, резкое ослабление рубля, порядка 70 процентов в итоге. Ну и связанное с этим введение высокой учетной ставки Центробанка, когда кредиты стали просто неподъемными. Куда это все приведет, к каким последствиям, трудно было предсказать.

Мы не стали слишком зажимать расходы, не стали проводить крупные сокращения в бюджетной сфере, не стали сворачивать меры социальной поддержки и не стали сокращать помощь сельскому хозяйству, несмотря на то, что имели смутное представление о том, к каким тратам придем в конце года.

Затем получилось так, что экономика и жизнь в середине года адаптировались к ситуации, и мы заканчиваем 2015-й с финансовой точки зрения достаточно стабильно. И если не будет никаких чрезвычайных вещей, то даже в условиях действия нынешних ограничений, думаю, край будет находиться в относительно сбалансированном финансовом положении. У нас растет государственный долг, это правда, но дефицит бюджета уменьшился, и увеличивается доходная часть бюджета. Это означает, что уровень государственного долга будет порядка 60 процентов, поэтому мы вполне можем занимать средства, в том числе на выполнение задачи номер один — благоустройство нашего края в свете грядущей Универсиады.

Думаю, что хорошим итогом года, если говорить об экономике, является тот факт, что мы по-прежнему остаемся лидерами Сибирского федерального округа по группе важных показателей в сельском хозяйстве. И сегодня с достаточной степенью обоснованности можно говорить о том, что село является довольно привлекательным сектором экономики края. Туда пошли люди, которые ранее не имели никакого отношения к селу. Значит, они увидели там перспективы эффективности. А это означает, что там намечаются серьезные позитивные перемены.

Всеволод Севастьянов, вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по делам села и агропромышленной политике:

— Наш край сегодня живет в рамках действующего законодательства, государственной политики, известных проблем и недостатков. Красноярцы, начиная от губернатора и заканчивая рядовым работником аграрного сектора, могут в какой-то степени себя утешать и гордиться тем, что наш регион не в числе последних. Это заметно и в сельском хозяйстве. Собран очень хороший урожай — 2,5 млн тонн зерна при средней урожайности 24,7 центнера с гектара, и видны перспективы по наращиванию этих показателей.

Проблем много, в том числе с молочным производством. Почти половина стада была уничтожена в середине 90-х годов. Отрасль птицеводства переживает кризис. Не стоит забывать и о проблемах социального развития сельских территорий. Село умрет, если в нем не будет Интернета, школы, детсадов, библиотек, клубов.

Ключевые задачи аграрного комитета в 2016 году, на мой взгляд, таковы. В совершенствовании нуждается система управления отраслью, а это связано с формированием стратегии развития региона, включая и сельские территории. У министра Леонида Шорохова нет возможности управлять рынком ГСМ и энерготарифами. Необходим координирующий орган по развитию деревни. Далее, следует пропагандировать опыт использования передовых технологий АПК. И наконец, нужна разработка мер по решению кадрового вопроса на селе.

В новом году комитет рассмотрит документ о поддержке тех сельхозпредприятий, которые активно участвуют в реализации муниципальных программ развития социальной сферы.

Если говорить о философии господдержки АПК, то могу сказать следующее. Имеющиеся 6 млрд рублей (с учетом федеральных средств) край мог бы бросить на 30 предприятий, которые за короткий срок соберут 3 млн тонн зерна и достигнут урожайности 30 ц/га. Но в результате все остальные хозяйства умрут, а вместе с ними и сотни деревень. Поэтому господдержка аграрного сектора должна быть комплексной и осмысленной.

Алексей Клешко, вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества:

— Для нашего комитета ключевым вопросом является защита интересов местного самоуправления, потому что это жизнь в городах и районах края, это решение конкретных насущных проблем. Учитывая, что фактически все второе полугодие мы работали с правительством по проекту бюджета края, во многих направлениях нам удалось отстоять сохранение позиций, а по некоторым даже добиться увеличения финансов местному самоуправлению на решение неотложных задач.

Речь идет о дополнительных средствах на ремонт школ и о том, что мы сохранили программу повышения эффективности местного самоуправления. В следующем году муниципалитеты снова получат грантовую поддержку на реализацию проектов по благоустройству. Мы отдельно защищали тему, связанную с выделением денег на ремонт дорог в муниципальных образованиях, и мы сохраняем объемы, установленные в 2015 году, несмотря на дефицит и все сложности бюджета 2016 года.

Мы завершили год принятием закона об административно-территориальных единицах с особым статусом, то есть о Таймыре и Эвенкии. Это долгожданный закон, на протяжении большого периода времени мы работали над ним и с губернатором, и с органами местного самоуправления Таймыра и Эвенкии. Мы отражаем в этом законе разные элементы особого статуса, например политические, имея в виду большее, чем у других территорий края, представительство в Законодательном Собрании. Мы внесли депутатскими поправками отдельную статью, связанную с обеспечением гарантий на предоставление государственных и муниципальных услуг в этих труднодоступных территориях. Особо говорим не только о муниципальных стратегиях развития, но и об оформлении стратегии, политики правительства края в отношении Таймыра и Эвенкии. На самом деле это целый комплекс вопросов, который позволит обеспечить устойчивое развитие этих северных и очень значимых для края территорий.

Нельзя обойти и тему борьбы с коррупцией. Именно открытая позиция органов власти, политика не защищать честь мундира, а соблюдать дух закона позволяют следственным органам выявлять коррупционеров, создавать уголовные дела по их преследованию. Нужно понимать, что органы власти приветствуют активность следственных органов и помогают им. С другой стороны, мы постоянно ужесточаем законодательство, введено обязательное декларирование доходов и расходов для депутатов как регионального, так и депутатов местного уровня, работающих как на постоянной, так и на непостоянной основе. Аналогичные требования введены для чиновничества — как краевого, так и муниципального. Это все работа, которая, может быть, не дает эффект сразу, но постепенно критическая масса общественного давления накапливается и приносит эффект очистки власти.

Что касается планов на 2016 год, то в первом полугодии нам предстоит дорешать вопросы, связанные с выборами, в том числе в Законодательное Собрание. Мы должны будем утвердить границы избирательных округов, территориальные группы для партийных списков. Это техническая работа, но она во многом определит организацию самих выборов.

Егор Васильев, заместитель председателя комитета по бюджету и экономической политике:

— На фоне других регионов мы выглядим хорошо, и незначительный рост, который показывает наша экономика, разительно отличается от падения в других субъектах РФ. В целом ни по одной из отраслей падения в крае нет. Сложнее ситуация обстоит в муниципалитетах. Думаю, что первое полугодие следующего года пройдет под знаком муниципальных бюджетов. Мы будем смотреть, как они наполняются — там есть определенные риски.

Сейчас готовятся две стратегии. Первая — стратегия социально-экономического развития края, которая разрабатывается давно, это концептуальный документ. И есть стратегия, которая предусмотрена федеральным законодательством. Срок ее появления — следующий год, в 2017 году должна начаться ее реализация. Думается, при подготовке этого документа, с одной стороны, торопиться незачем. С другой стороны, как только мы примем эту стратегию, не будет времени на ее переделку. Каждому району нужно сказать, что конкретно в плане экономики от него хочет край, что он может у себя развивать и в каком направлении должен работать. К примеру, вот здесь будет такое-то предприятие, и мы для него создадим соответствующие условия, будем его выращивать, как в оранжерее, а здесь — другое. Но во главу угла, конечно, необходимо ставить экономическую целесообразность. У нас есть квалифицированные экономисты в правительстве края и в научной среде. Мы можем создать такую команду, которая бы написала стратегию края, как это сделано в ряде регионов, и добиться экономического роста начиная с 2017 года.

Анатолий Матюшенко, председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения:

— 2015 год для нашего комитета был достаточно плодотворным, «урожайным». Мы провели 29 заседаний — проделана серьезная работа по совершенствованию законодательной базы, рассмотрению государственных программ и контролю за работой предприятий, подчиненных краевому правительству. Мы рассматривали стратегические планы развития отдельных отраслей жилищно-коммунального хозяйства и конкретные вопросы сноса аварийного и ветхого жилья, программу капитального ремонта. Везде комитет принимал весомые решения, заслушивал отчеты министров, перед тем как они выходили на сессию со своими предложениями. Наша главная задача — обеспечить законодательную базу для работы промышленных предприятий, бизнеса, всех подразделений, от работы которых зависит благоустроенная жизнь каждого красноярца.

Александр Симановский, председатель комитета по природным ресурсам и экологии:

— Наша законотворческая деятельность по тематике не совсем похожа на работу других комитетов. За предыдущие годы мы приняли два закона, которые во многом являются основополагающими для края. Это закон о регулировании земельных отношений и закон об экологической безопасности и охране окружающей среды. За последние полгода мы вносили поправки в эти документы.

В сфере земельных отношений возникли проблемы, связанные с неразграниченными землями. С 1 марта 2015 года полномочия по этим вопросам федеральным законодательством переданы органам местного самоуправления, то есть поселениям, а не районам, как раньше. Поэтому и начались трудности. Не все поселения были готовы к этому. Прежде всего, сказывалась нехватка специалистов. А в муниципалитетах уже давно были созданы специализированные отделы по вопросам земельных отношений.

Мы проводили очень много круглых столов, выездных заседаний, чтобы определиться, по какому пути пойти. В итоге сессия приняла этот законопроект в первом чтении. Но в следующем году тоже предстоит большая работа, чтобы понять, каким органам местного самоуправления оставить эти полномочия, а на каких территориях их будет исполнять субъект Федерации. Дай бог, чтобы Государственная Дума приняла поправки и расширила право выбора для территорий, чтобы эти полномочия использовали и районы тоже, к чему люди уже привыкли.

Вторая проблема земельных отношений, которой мы занимались, — это наложение земель лесного фонда на земли муниципальные, на земли садоводческих товариществ. Чтобы исправить положение, на эти цели из бюджета выделяли деньги в 2015 году. Мы добились того, чтобы финансирование продолжилось и в 2016-м. Эти суммы необходимы для кадастровых оценок. Предстоит совместная работа и органов местного самоуправления, и садоводческих товариществ, и краевого министерства природных ресурсов. Решение вопроса длительное, но дело того стоит. Не хотелось бы, чтобы выделенные в свое время под садоводческие участки земли, на которых люди работали по 15–20 лет, приобрели такой юридический статус, когда все построенное может быть снесено.

По вопросу экологической безопасности и окружающей среды мы уделяли особое внимание обращению с отходами. Думаю, что в первом квартале 2016 года мы проведем по всему краю кустовые совещания, чтобы понять, какая территория какое направление в этой деятельности для себя определит. Я твердо убежден, что в вопросе по мусору в Красноярском крае пора ставить точку.

Валерий Вэнго, заместитель председателя комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов:

— За год в рамках нашего комитета рассмотрено более ста вопросов. Они очень актуальны и важны для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Среди наиболее значимых направлений нашей работы необходимо назвать формирование бюджета северных районов. Как известно, расходы на Севере кратно отличаются от средних по краю, поэтому данные вопросы неустанно находятся в поле зрения как комитета, так и тех рабочих групп, которые мы ежемесячно собираем.

Второй момент, который стоит отметить: под пристальным вниманием комитета находились законы о социальной поддержке граждан, проживающих на Таймыре и в Эвенкии. Суммарно это очень большие деньги: примерно около полутора миллиардов рублей направляется на социальную поддержку граждан, которые живут за Полярным кругом.

Также необходимо отметить третье направление нашей работы, по которому в последнее время возникают проблемы. Это организация так называемого северного завоза — доставка угля, ГСМ, продуктов питания. Цена вопроса — порядка 3,5 миллиарда рублей. Это очень солидные деньги, и радует, что в последнее время власть стала конкретизировать вещи и наводить порядок в организации завоза, есть попытки сэкономить средства, при этом не уменьшая объемы завозимого.

Конечно, в поле зрения комитета находились и законопроекты. Мы десятки раз вносили изменения в существующие законы, принимали новые. Особо хочу отметить, что мы принимали активное участие в подготовке и принятии закона, который позволит усилить роль региональных властей в развитии и сохранении коренных языков. Это касается восьми языков. К сожалению, 4 из них находятся на грани исчезновения. Надеюсь, наши управленческие решения позволят сделать все возможное, чтобы малочисленные народы, их языки, культура, верования и обычаи не были стерты с карты Красноярского края.

Нам удалось с помощью закона добиться от нефтедобывающих компаний возмещения убытков коренным народам за тот ущерб, который они наносят землям, где ведут свои работы. Уже более 80 миллионов рублей поступило на счета ряда общин коренных народов. Губернатор поддержал нашу инициативу: с помощью отчислений недропользователей создать региональный фонд поддержки коренных народов Севера. Деньги фонда дадут возможность реализовывать те проекты, которые не совсем уместно финансировать из бюджета. Эту работу с недропользователями мы планируем продолжить в 2016 году. Важно, что руководители нефтегазодобывающих компаний понимают: они пришли сюда в том числе и для того, чтобы участвовать в развитии территорий и улучшении жизни людей, живущих в этом суровом краю.

Юрий Швыткин, председатель комитета по вопросам законности и защиты прав граждан:

— Работа комитета, как и в предыдущие годы, обуславливалась проблематикой и актуальностью тем, обозначенных населением. Мы делали акцент на выездном характере деятельности. В центре внимания находились вопросы улично-дорожной сети, рассматривались темы видеофиксации в части нарушения правил дорожного движения.

Члены нашего комитета выезжали на места, рассматривали работу службы 112, где ставили задачу предусмотреть необходимость финансирования и движения вперед в этом направлении. Напомню, что мы исходили из обращений граждан, поступающих в наш комитет. Люди жаловались на то, что невозможно дозвониться до 112, добиться оперативного реагирования на тот или иной поступающий сигнал. И вот совместными усилиями удалось сдвинуть дело с мертвой точки.

Выезжали мы в Дивногорск в отряд «Спасатель», занимались летом проблемами оборудования пляжей (ездили на одно из озер Емельяновского района и на пляж острова Отдыха). На месте оценили ситуацию, связанную с половодьем, в Сухобузимском районе. То есть те вопросы, которые в первую очередь отражают темы безопасности, находились во главе угла. Здесь немаловажна своевременная выработка необходимых комплексных мер. Например, проведение спасательных и профилактических мероприятий по половодью способствовало тому, чтобы минимизировать возможные потери ресурсов Красноярского края.

В рамках противопожарной безопасности мной как председателем профильного комитета данный вопрос был поставлен перед губернатором края. Глава региона откликнулся должным образом, на сегодняшний день выделены необходимые финансовые средства.

В перспективе нужно в большей степени выстраивать отношения с общественностью, некоммерческими организациями, простыми жителями, людьми старшего возраста. Нужен диалог в рамках Закона края «Об административных правонарушениях» относительно платных парковок. Мера непопулярная, это нужно понимать. И тем не менее мы, я считаю, выработали единый подход, приняли постановление Законодательного Собрания, подвигли органы местного самоуправления города Красноярска еще раз более глубоко проработать проект платных парковок.

Чем ближе к Универсиаде, тем более актуальными становятся вопросы транспорта, социальной инфраструктуры и, конечно же, безопасности. Особое внимание членов нашего комитета будет сосредоточенно именно на этой теме. Очень серьезное направление, где приоритет будет отдан необходимости предотвращения возможных негативных явлений, укреплению бдительности населения, усилению подразделений охраны. Для нас центральная тема предстоящей Универсиады — безопасность жителей, спортсменов и гостей краевого центра.

Юрий Данильченко, председатель комитета по здравоохранению и социальной политике:

— Основное внимание мы уделяли контрольным функциям. Это строительство перинатальных центров, которые сейчас возводятся в Ачинске и Норильске, контроль за функционированием краевого онкоцентра, где сейчас заканчивается второй этап строительства и реконструкции. Думаю, население ощутило, что в диспансере значительно улучшилось качество медицинского обслуживания.

Также важен был для комитета и краевой бюджет. Нам совместно с правительством в этом году удалось привлечь около пяти миллиардов рублей дополнительных средств, которые пошли на лекарственное обеспечение, оборудование и расходные материалы, необходимые для операционных и работы современного медицинского оборудования (например, в том же онкоцентре, сосудистом центре краевой больницы). Пять миллиардов — значительная сумма.

Были выделены деньги и на погашение кредиторской задолженности, в том числе просроченной, которая беспокоила депутатов. Мы с губернатором неоднократно обсуждали эту тему, и на 2016 год удалось привлечь дополнительные средства на эти цели — погашение задолженности, приобретение лекарств и «расходников» для медицинских учреждений.

Особенно хотелось бы отменить социальную сферу, потому что из 30 законов, принятых на сессии, более половины носили социальную направленность. Один миллиард 300 миллионов рублей в следующем году дополнительно будет направлено на приведение в соответствие с существующими нормативами социально значимых объектов, которые находятся в крае. Это и противопожарная безопасность, и ремонт, и проектно-сметная документация, и многое другое.

Стараемся держать руку на пульсе событий. Большое внимание уделяем районам, проводим выездные заседания комитетов, чтобы на месте увидеть проблему своими глазами, всесторонне ее обсудить и принять верное решение. Важна тема кадровой политики, особенно в медицинской области. По этой проблеме проводили круглый стол. Это приоритетное направление.

Актуально также строительство ФАПов. Они позволяют приблизить медицинскую помощь туда, где она необходима, — в удаленные уголки края. Люди не должны за сто километров ездить в районную больницу, например, для того, чтобы измерить давление. В 2015 году более 20 фельдшерско-акушерских пунктов было построено в территориях края.

Что касается планов на 2016 год, то будем смотреть, как станет исполняться бюджет. Тщательно намерены работать над его корректировкой. В постановлении Законодательного Собрания мы записали те сложности, риски, которые ожидаются в 2016 году. Вот вводится онкоцентр — это дополнительные площади, новое высокотехнологическое оборудование. Все это нуждается в обслуживании, в финансовом обеспечении. И в данном постановлении депутаты зафиксировали, что эти средства должны быть обязательно заложены. В Ачинске и Канске открываются в первом квартале следующего года сосудистые центры — та же ситуация. От бесперебойного функционирования объектов зависит жизнь и здоровье людей, никакие сбои здесь недопустимы.

Татьяна Волоткевич, заместитель председателя комитета по образованию, культуре и спорту:

— Сохранение объектов культурного наследия, работа по подготовке к юбилею Енисейска, завершенный ремонт главной театральной площадки региона — театра Пушкина, решение о реконструкции драмтеатра в Минусинске и всесторонний контроль за подготовкой к Всемирной зимней Универсиаде 2019 года — это только часть вопросов, над которыми работал комитет по образованию, культуре и спорту в уходящем году. Большое значение мы придаем поддержке научных школ в системе высшего образовании края. Членами комитета подготовлен и принят закон края о поддержке выдающихся ученых, у которых есть своя научная школа. Такие ученые получают по 30 тысяч рублей ежемесячно. В связи со сложным бюджетом исполнительная власть высказывала предположение приостановить действие этого закона, но благодаря усилиям комитета мы продолжили финансирование и предполагаем делать это впредь, так как считаем эту меру поддержки эффективной (не секрет, что зарплата у работников высшей школы оставляет желать лучшего).

В области общего образования мы сконцентрировали усилия на ремонте и реконструкции аварийных школ в крае, поддержке вспомогательного персонала сферы образования путем повышения заработной платы. Мы постоянно контролировали выполнение майских указов президента, особенно по предоставлению мест в детских садах.

В области культуры проводилась большая работа по сохранению объектов культурного наследия, созданию реставрационной базы, поддержке гастрольной деятельности творческих коллективов театров, пополнению библиотечных фондов и ремонту сельских учреждений культуры.

В начале следующего года на расширенном заседании комитета планируется рассмотреть вопрос, напрямую касающийся Универсиады, — комплекс мероприятий по благоустройству Красноярска. К 2019 году город должен преобразиться — это касается и дорог, и реставрации объектов культурного наследия, и парковок автотранспорта. Краевая столица должна стать другой, чтобы не стыдно было принимать у себя гостей со всего света.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье