Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края

Видео

В Законодательном Собрании Красноярского края прошли публичные слушания по отчету исполнения краевого бюджета за 2019 год. Их пришлось провести в ограниченном формате из-за эпидемиологической обстановки в регионе.

Фото: sobranie.info

Открыл публичные слушания председатель Законодательного Собрания Дмитрий Свиридов. Он отметил, что мероприятие проводится с гораздо меньшим количеством участников, но с приглашением представителей практически всех категорий, традиционно участвующих в публичных слушаниях. Проект резолюции слушаний отправят в органы местного самоуправления по электронной почте, а остальные заинересованные лица смогут посмотреть трансляцию этого мероприятия.

Спикер отметил, что в прошлом году у региона были большие затраты, но краевой бюджет удалось исполнить без дефицита. Это было впервые с 2010 года. Превышение доходов над расходами по итогам года позволило существенно снизить государственный долг Красноярского края.

Итоги социально-экономического развития края в 2019 году

Итоги социально-экономического развития региона в 2019 году представил министр экономики и регионального развития Красноярского края Егор Васильев. Он отметил, что влияние на региональную экономику оказали стоимость национальной валюты, цены на энергоносители и металлы и уровень инфляции. В целом они оказались благоприятными и способствовали положительной динамике развития ключевых макроэкономических показателей. В итоге Красноярский край сохранил свои позиции в десятке регионов, формирующих более половины суммарного объёма валового регионального продукта (ВРП) страны. По оценке ВРП края составил 2,3 трлн рублей (рост к 2018 году 1,3 %). Это немного выше, чем в среднем по Российской Федерации (1,1%).

Фото: sobranie.info

Также министр отметил высокие результаты в обработке древесины и успехах в добывающем секторе. При снижении добычи нефти на месторождениях Ванкорской группы в Туруханском районе, двухкратный рост показали месторождения на юге Эвенкии. Положительные результаты получены в добыче золота — прирост на 5,2 %.

Особую роль в социально-экономическом развитии края играет сельское хозяйство. В 2019 году практически по всем направлениям здесь наблюдался рост. Отмечено увеличение производства в секторе машиностроения, в строительной отрасли края.

При этом, благодаря повышению уровня оплаты труда целевым категориям бюджетников, увеличению региональных выплат, обеспечивающие уровень заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок), в прошлом году заработная плата работников бюджетной сферы в среднем составила 43 тысячи 228 рублей.

Устойчивый бюджет и лучшие показатели в Сибири

С основным докладом выступил министр финансов края Владимир Бахарь. Он отметил, что Красноярский край значительно улучшил свое финансовое положение по итогам 2019 года. По параметрам бюджета регион вошел в пятерку лидеров страны наряду с Москвой, Московской областью, Санкт-Петербургом и Татарстаном. В 2019 году краевой бюджет исполнен по доходам в сумме 285,2 млрд рублей, расходы составили 248,6 млрд рублей, увеличившись на 8,8 млрд рублей.

Фото: sobranie.info

Главными успехами года министр назвал выход на бездефицитный бюджет впервые за последнее десятилетие — превышение доходов над расходами по итогам года составило более 30 млрд рублей. К числу основных факторов, за счет которых произошел рост доходов, министр отметил благоприятную конъюнктуру цен на отдельные цветные металлы, положительные курсовые разницы, увеличение поступлений от крупнейших налогоплательщиков и реализацию инвестиционных проектов в крае. Кроме того, в прошлом году было велась усиленная работа по увеличению собственных доходов бюджета края, выразившаяся в совершенствовании бюджетного законодательства, усилении межведомственного взаимодействия.

В результате прирост собственных доходов краевого бюджета составил 44,4 млрд рублей. Общий объем безвозмездных поступлений в 2019 году составил 36,3 млрд рублей. Благодаря проведенной работе с федеральными органами власти в краевой бюджет привлечены дополнительные средства из федерального бюджета в размере 10,6 млрд рублей к первоначально утвержденной сумме.

Еще одно важное достижение прошлого года — существенное сокращение государственного долга на 21,9 млрд рублей (более чем на 20 %) относительно показателей начала года. По состоянию на 1 января 2020 года он составил 82 млрд рублей.

Расходы за счет собственных средств составили 221,2 млрд рублей. Основная доля приходится на межбюджетные трансферты территориям края (101,9 млрд), капитальные расходы, отчисления на заработные платы работникам бюджетной сферы и социальные выплаты гражданам. При этом значительные средства были также направлены на подготовку и проведение XXIX Всемирной зимней универсиады в городе Красноярске, а также на реализацию федеральных решений, связанных с увеличением минимального размера оплаты труда.

Итоги прошлого и перспективы наступившего финансового года от Счетной палаты

Председатель Счетной палаты Красноярского края Дмитрий Воропаев в своем выступлении отметил, что исполнение краевого бюджета в целом осуществлялось в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики Красноярского края, а также с учетом предложений и рекомендаций Законодательного Собрания края. В отчетном году сохранилась положительная динамика: по сравнению с 2018 годом увеличились как доходы, так и расходы (на 19,8 % и на 3,7 % соответственно). Краевой бюджет исполнен с профицитом, существенно сократился размер государственного долга края (почти на 22 млрд рублей). Показатели долговой нагрузки являются самыми низкими за последние 5 лет.

Фото: sobranie.info

Но ряд задач остался нерешенным или нереализованным в полной мере. Некоторые стоят уже не первый год, в том числе по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в территории края; по повышению качества администрирования доходов, повышению эффективности использования краевого имущества; разработке и утверждению методики планирования бюджетных ассигнований.

Анализ региональных проектов показал достаточно высокий уровень исполнения задач и достижения установленных значений целевых показателей, чему послужили существенные вливания средств краевого бюджета: 20,1 млрд рублей. При этом доля краевого бюджета в структуре источников финансирования региональных проектов (47,7 %) сопоставима с долей федеральных вложений. Замечания прозвучали к исполнению бюджета, которые касались отсутствия своевременной корректировки установленных значений целевых показателей и показателей результативности краевых государственных программ; качества планирования расходов; практики позднего перечисления бюджетам муниципальных образований края субсидий и иных межбюджетных трансфертов, длительных сроков закупочных процедур; низких темпов снижения объемов незавершенного строительства. По итогам проверок, которые аудиторы проводят на протяжении каждого финансового периода, Счетная палата вносит Правительству края свои предложения, которые касаются разработки комплекса мер по качественному исполнению бюджета.

О бюджетной политике минувшего года бюджетный комитет

Председатель комитета по бюджету и экономической политике краевого парламента Владимир Чащин выступил на слушаниях с докладом. В первую очередь он выразил свое мнение об успехах бюджетной политики минувшего года: «Исполнение краевого бюджета за 2019 года займет особое место в финансовой истории Красноярского края. В прошлом году край значительно улучшил свое финансовое положение, это прозвучало в докладах министров Владимира Бахаря и Егора Васильева. Благодаря усиленному взаимодействию краевой власти с федеральными органами власти в региональный бюджет удалось привлечь дополнительно более 10 млрд рублей. Помимо федеральной помощи, также удалось увеличить собственные доходы в результате системной работы органов государственной власти, местного самоуправления и территориальных ведомств».

Фото: sobranie.info

В своем докладе Владимир Чащин напомнил, что по инициативе краевой власти вопросы развития краевой экономики активно обсуждались 25-26 июня 2019 года в рамках Дней Красноярского края в Совете Федерации — верхней палате федерального парламента, в ходе которого Красноярский край назвали опорным регионом и крупнейшим индустриально развитым субъектом страны.

Впостановлении, которое было подготовлено по итогам мероприятия, успешное социально-экономическое развитие края осуществляется по ряду направлений: реализация инвестиционных проектов федерального уровня и комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь», промышленное производство, основанное на металлургии, энергетике и добыче полезных ископаемых. Вместе с тем существуют и проблемы, сдерживающие развитие региона, в том числе связанные с необходимостью обеспечения сбалансированности бюджета Красноярского края.

Председатель комитета по бюджету рассказал, что во исполнение отдельных положений постановления депутаты Законодательного Собрания подготовили законодательные инициативы о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Один из законопроектов, отметил Владимир Чащин, дал бы возможность привлечь дополнительные 4 миллиарда рублей в доходную часть бюджета края. По его словам, совсем скоро будут подводиться итоги реализации этого постановления, в том числе на федеральном уровне.

Также Владимир Чащин рассказал о других законах, разработанных в прошлом году в целях усовершенствования бюджетного процесса в крае: коррективы вносились в закон о межбюджетных отношениях, в отдельные законы о поддержке муниципальных образований, был разработан новый механизм стимулирования органов местного самоуправления к увеличению собственных доходов, усовершенствовано инвестиционное законодательство. По мнению Владимир Чащина, эти меры позволяют существенно увеличить деловую активность в территориях края, особенно в тех, которые заинтересованы в развитии своих муниципалитетов.

В завершение доклада Владимир Чащинотметил, что задача органов исполнительной и законодательной власти края — совместными усилиями сохранить сбалансированность и устойчивость краевого бюджета в нынешних условиях.

Слово муниципалитетам

После докладчиков слово было предоставлено другим участникам публичных слушаний. Так глава Енисейска Валерий Никольский напомнил, что прошедшие несколько лет являлись знаковыми для города. «На федеральном уровне была поддержана инициатива Красноярского края по сохранению объектов культурного наследия, воссозданию исторической среды в Енисейске и принято решение о финансовой поддержке мероприятий целевой подпрограммы «Подготовка к 400-летию города Енисейска в 2019 году», — пояснил глава города.

При подготовке к юбилейной дате была проведена огромная работа по благоустройству, воссозданию исторического облика города путем формирования общественных пространств. Активно также велись работы по сносу ветхого и аварийного жилья, переселению горожан в новые дома.

Фото: sobranie.info

«Администрация города использует все возможности по привлечению средств для благоустройства города, в 2019 году мы участвовали и победили во Всероссийском конкурсе лучших проектов благоустройства в малых и исторических поселениях России и в текущем году завершаем проект парка „Монастырский“ стоимостью 54 миллиона рублей», — сказал глава Енисейска.

Говоря о сложностях, он отметил тот факт, что город обременен рядом запретов и особых режимов при ведении градостроительной и хозяйственной деятельности. Кроме того, требуются дополнительные затраты на содержание объектов культурного наследия. Глава Енисейска попросил Законодательное Собрание и правительство Красноярского края рассмотреть возможность повышения самостоятельности местных бюджетов, увеличения нормативов отчислений от налогов и сборов.

Глава Ужурского района Константин Зарецкий отметил, что в последнее время в районе много внимания уделялось реализации мероприятий по проведению инвентаризацию муниципальных земель и имущества.

«Упорядочивая земельно-имущественные отношения, работаем мы и над пополнением собственного бюджета. Проводимая работа не только позволяет видеть возможности муниципалитета в комплексе, разграничивает и законодательно закрепляет ответственность каждого уровня власти за соответствующие объекты, она позволяет нам укрепить ресурсную базу местного бюджета», — сообщил Константин Зарецкий.

Ирина Чикиркина, глава Борского сельсовета Сухобузимского района сообщила, что в состав муниципального образования входит два населенных пункта. Административным центром является Борск, в котором проживает 830 человек. На территории муниципального образования — 814 домохозяйств. Среди основных задач, стоящих перед администрацией, она назвала создание благоприятных условий для жизнедеятельности сельских жителей, в первую очередь это благоустройство поселков.

«Не располагая большими возможностями по наращиванию своей доходной базы, мы находим другие возможности по решению стоящих перед нами задач. Вовлекая инициативных жителей в решении вопросов благоустройства, оказывается, становится легче работать, находить верные решения и делать то, что нужно и важно для всех жителей поселения», — пояснила докладчица. По словам Ирины Чикиркиной, очень важным является участие в программе по поддержке местных инициатив, которая действует в рамках краевой госпрограммы «Содействие развитию местного самоуправления».

Жители активно приходят на ежегодные общие субботники по уборке территорий, занимаются оформлением усадеб и придворовых территорий к праздникам. За два года удалось отремонтировать сельский клуб. На это было затрачено 2,5 миллиона рублей краевых субсидий, еще 245 тысяч рублей собрали жители и спонсоры, а 160 миллионов рублей выделили из местного бюджета. Ирина Чикиркина уверена — программа поддержки местных инициатив сделала людей сплоченнее, увлекла общей целью.

«Неравнодушное, деятельное отношение людей к проблемам — это огромная ценность и наш потенциал», — сказала Ирина Чикиркина.

Она попросила краевую власть и дальше оказывать поддержку инициативным гражданам, продлить действие программы.

Сохранить достигнутый уровень и продолжить эффективное развитие

В проект резолюции публичных слушаний в числе прочих вошли следующие актуальные предложения.

Правительству края совместно с Законодательным Собранием края рекомендовано:

  • продолжить реализацию в Красноярском крае национальных проектов;
  • организовать системный мониторинг реализации ключевых составляющих проекта «Енисейская Сибирь»;
  • усилить взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации для увеличения объемов бюджетной поддержки края в связи с ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции;
  • продолжить работу по совершенствованию системы межбюджетных отношений, в том числе в условиях отмены с 1 января 2021 г. единого налога на вмененный доход;
  • создать межведомственную комиссию по вопросам взаимодействия органов государственной власти края, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений с федеральными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).

Правительству края рекомендовано:

  • продолжить взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, направленное на увеличение объема финансовой поддержки из федерального бюджета;
  • продолжить работу по созданию условий для выравнивания уровня экономического развития муниципальных образований края в рамках реализации проекта «Локальная экономика» в целях стимулирования их инвестиционной активности и экономического развития;
  • сохранить достигнутый уровень качества планирования налоговых доходов консолидированного бюджета края и положительной динамики по поступлению налоговых платежей в бюджет края; продолжить мониторинг текущей социально-экономической ситуации в крае в целях применения дополнительных мер государственной поддержки для стимулирования экономической активности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV);
  • обеспечить дальнейшее распространение практики инициативного бюджетирования на территории Красноярского края и расширение круга участников проекта поддержки местных инициатив;
  • продолжить работу по реализации мероприятий, направленных на сохранение достигнутого уровня поступлений налоговых платежей в бюджет края, повышение эффективности бюджетных расходов, а также на совершенствование долговой политики края в целях сохранения объема государственного долга Красноярского края на экономически безопасном уровне;
  • принять меры по недопущению нарушений сроков ввода в эксплуатацию объектов строительства и реконструкции, влекущих за собой рост общей сметной стоимости объектов строительства;
  • разработать дополнительные меры по усилению контроля за реализацией в крае программ, направленных на улучшение экологической ситуации;

Органам местного самоуправления края предложено:

  • обеспечить реализацию национальных (федеральных, региональных) проектов по вопросам, относящимся к полномочиям органов местного самоуправления;
  • продолжить разработку и принятие  муниципальных комплексных проектов развития в целях стимулирования инвестиционной активности на территориях муниципальных образований;
  • продолжить работу по совершенствованию бюджетного планирования в муниципальных образованиях края;
  • продолжить работу по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления путем преобразования поселений края и создания муниципальных округов в целях улучшения их социально-экономического положения;
  • продолжить работу по развитию механизмов инициативного бюджетирования;

Счетной палате Красноярского края рекомендовано:

  • продолжить мониторинг реализации на территории края региональных проектов в рамках национальных проектов;
  • продолжить взаимодействие с муниципальными контрольно-счетными органами, включая проведение совместных (параллельных) мероприятий, в целях укрепления и повышения эффективности и результативности внешнего муниципального финансового контроля в крае.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье