– Одно дело их отыскать и привезти, – рассказывает Павел Владимирович, – но ведь их нужно и сохранить, они очень хрупкие и уязвимые. Тысячи лет эти артефакты пролежали в земле, и, когда их достают на поверхность, они попадают в резко изменившиеся условия. В атмосферном воздухе больше содержание кислорода и ниже влажность, поэтому при неправильном обращении эти древности могут рассыпаться у нас в руках. Это касается абсолютно всех материалов: и керамики, и железа, и рОга, и кости. Зачем мы тратим сумасшедшие силы и средства, добывая их в полях? Для этого и необходим археологический сектор музея, задача которого – довести находку до ума и преподнести материалы, которые добываются неимоверным трудом во время экспедиций: учёным для исследований, студентам для использования их в учебном процессе, да и просто любителям археологии во время выставок.
Над хрупкими свидетельствами древности уже в камеральном режиме колдует Маргарита – сотрудница музея, которая совершенствуется в искусстве превращения полуразрушенных грязных находок в достойный музейный экспонат уже около 10 лет.
Механизм восстановления старый, проверенный и простой: предметы нужно сначала очистить, пропитать определёнными растворами, по максимуму воссоздать форму и склеить. Клей не простой, а на основе щадящих растворов, чтобы собранную форму можно было снова превратить в черепки, если это необходимо для исследований. Конечная стадия обработки артефакта – «залечить» все пустоты, которые остались после реконструкции.
– И сколько обычно времени уходит на воссоздание такого вот горшка?
– Всё очень индивидуально, – качает головой Маргарита, – каждый предмет уникален, и сохранность каждого предмета уникальна. Если предмет лежал отдельным блоком, то восстановить его будет относительно легко, а если он был рассеян по всей территории раскопок, то на это уйдет гораздо больше времени. Когда есть опыт, можно придумать для себя стратегии сборки этого пазла.
– Правильно! – Павел Владимирович кивает в сторону рабочего стола, где рядами лежат черепки, которые в скором будущем станут керамическим сосудом. Точнее сказать, черепки, которые им когда-то были. – Это пазл! Пазл в квадрате. И его сборка требует сил, средств и времени. Самое главное – времени.
У сектора пока нет выставочного помещения, где можно было бы держать экспозицию на постоянной основе, потому что археологические экспонаты требуют особых условий: в зале должна быть определённая температура и влажность, высокий уровень защищённости. У археологов есть такие помещения, но, к сожалению, они не слишком большие по площади.