Что нужно бизнесу?
В Красноярском крае есть 30 предприятий, готовых начать импортозамещение прямо сейчас — и заместить они готовы порядка 80 самых разных товарных позиций, включая мебель, стройматериалы, бытовую химию, высокотехнологичное оборудование и даже IT-продукты.
Свои предложения представители краевого бизнеса презентовали губернатору Красноярского края Александру Уссу на недавней встрече в центре «Мой бизнес», где оказывают более 300 услуг предпринимателям и самозанятым в рамках нацпроектов «Малое и среднее предпринимательство» и «Международная кооперация и экспорт». Глава края отметил, что санкционное давление на Россию стало импульсом для развития местных предприятий — они могут занять ниши рынка, освободившиеся после ухода иностранных компаний.
«Что касается источников финансирования и поддержки ваших проектов, то они понятны. Во-первых, это возвращение механизмов краевых госгарантий, с оценкой перспективности и востребованности проектов. Во-вторых, это федеральный и краевой фонды развития промышленности. В третьих, в рамках взаимодействия с крупными компаниями — привлечение их финансовых средств с предоставлением информации о том, что это пойдет на пользу им. Большое вам спасибо за то, что вы есть. Учитывая, что кризис — это возможности, общими усилиями мы постараемся прийти к конкретным, практически значимым результатам», — подчеркнул Александр Усс на встрече с бизнесменами.
Сами предприниматели рассказали главе региона, что они готовы работать в условиях санкций — как раз для поддержки в сложное время в крае ввели отсрочку практически по всем налогам до сентября. Главной проблемой стало кредитование — когда ставка ЦБ взлетела до 20 %, кредитные ресурсы для многих стали недоступны. Губернатор отметил, что принял решение об увеличении объема создаваемого в крае фонда развития промышленности до 1 млрд рублей — этот фонд как раз и позволит выдавать предприятиям льготные кредиты.
Между тем, как раз сейчас разрабатывается второй пакет мер поддержки для малого и среднего и среднего бизнеса, учитывающий дополнительные меры поддержки внешнеэкономической деятельности. В планах — бизнес-миссии и участие в международных выставках в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Что мы готовы заместить?
Какие предприятия готовы заняться импортозамещением уже сейчас? Например, директор компании «Про-Ток» Анна Жираткова рассказала, что ее компания, производящая электрооборудование (трансформаторные подстанции, распределительные устройства), занимается импортозамещением с 2015 года.
«Наш продукт на 100 % локализован. Поэтому мы готовы принимать заказы различных промышленных компаний нашего края и различных сетевых организаций», — сказала Анна Жираткова.
К слову, о промышленности: «Про-Ток» будет участвовать в реконструкции КрАЗа — об этом стало известно еще осенью прошлого года. Надо отдать должное РУСАЛу, который еще задолго до введения рекордного количества санкций против РФ решил при модернизации завода делать ставку на местных производителей.
Другой пример из совсем иной сферы бизнеса: компания «Яр Лайн», которая производит бытовую химию, автохимию, антисептики и удобрения. Руководитель компании Дмитрий Шинкоренко рассказал, что они готовы начать импортозамещение — при этом спрос на их продукцию уже подскочил, требуется наращивать производственные мощности. Для этого компания хочется воспользоваться льготным кредитованием либо субсидированием — это позволит закрыть текущие потребности края.
«Наша компания образовалась в 2015 году. Завоевывать рынок было очень тяжело, мы продвигались мелкими шагами, не пользуясь кредитными средствами. Сейчас мы более-менее встали на ноги, и уже поставляем продукцию и в Красноярский край, и на Дальний Восток, и в Забайкалье. Сложившаяся ситуация предоставляет нам новые возможности. Сейчас мы переориентируемся на то, чтобы закупать сырье на китайском рынке. Часть западных компаний ушла с рынка, а у тех, что остались — продукция значительно подорожала. Соответственно, мы стали более конкурентоспособными», — рассказал Дмитрий Шинкоренко.
Наконец, еще один, самый интересный пример импортозамещения — в сфере программного обеспечения. В Красноярском крае существует группа компаний «Апплайт», разработавшая операционную систему «Атлант», основанную на Linux. Эта ОС позволяет удаленно управлять парком из тысяч персональных компьютеров и дистанционно обновлять на них софт без остановки рабочих процессов.
«Операционная система „Атлант“ была создана в 2018 году красноярскими разработчиками. Она отмечена на высоком уровне экспертным советом „Сколково“. Создавая „Атлант“, мы с нуля пересмотрели принципы сборки операционной системы — получилась уникальная система управления, которая собирает ОС, распространяет ее и управляет ей на всех рабочих местах, где она установлена. Мы постоянно выпускаем новые модули, которые конкурентоспособны даже на мировом уровне.», — рассказал Артем Стыценко, руководитель компании.
Самый крупный пример применения красноярской ОС — группа компаний «Командор», где она используется на порядка 3000 рабочих мест. Создатели системы говорят, что государственные органы и предприятия смогут заместить красноярской систему привычную Windows. При этом, систему можно устанавливать на компьютеры без остановки рабочего процесса, а системным администраторам не потребуется ни высокой квалификации, ни долгого и затратного переобучения — достаточно навыков, полученных при работе с Windows и Linux.
Вот такие примеры импортозамещения возможны уже сегодня. Не исключено, что по мере появления новых мер поддержки всё больше местных компаний захочет попробовать свои силы на этом поприще. Будет интересно посмотреть, какие красноярские товары появятся в повседневной жизни россиян, скажем, через год.
Интернет-газета Newslab