Есть в Красноярске такой хор под названием "Тебе поемъ". То есть в Красноярске, конечно же, существует множество хоров, но сегодня речь пойдет именно о нем, и знаете почему? Потому что решил этот хор, вернее его основатель и руководитель Константин Якобсон, создать некое театральное действо под названием "Пиковая дама", чем привлек внимание музыкальной общественности города. Во-первых, опера Чайковского любима многими, а в нашем театре Оперы и Балета, к сожалению, очень мало русской классики. В репертуаре есть, если мне не изменяет память, только "Иоланта" Чайковского, его же "Евгений Онегин", "Царская невеста" Римского-Корсакова, и вот теперь появился Прокофьев "Обручение в монастыре". Согласитесь, совсем немного. Во-вторых, было известно, что в постановке принимают участие молодые и многообещающие студенты Академии музыки и театра, многие из которых уже работают и в театре Оперы и балета, и в Музкомедии. А в-третьих, было просто интересно, как можно поставить столь серьезное произведение на сцене Малого концертного зала. Может быть поэтому, широко разрекламированная в узких кругах премьера "Пиковой дамы" ожидалась с нетерпением, и я, конечно же, не могла пропустить такое событие.
Мне очень нравится этот небольшой уютный зал с потрясающей акустикой. Ничего лучшего придумать для камерных концертов просто невозможно. Слушатели могут уловить малейшие интонации голоса, мельчайшие нюансы звучания оркестра. Непосвященному слушателю даже может показаться, что на сцене существует подзвучка, но это не так. Просто очень разумно и со знанием дела поработал архитектор, чего нельзя, например, сказать о том же театре Музыкальной комедии, на акустику которого жалуются все актеры. Но вернемся к "Пиковой даме".
Публика в этот вечер состояла из людей посвященных. Студенты-вокалисты из института и училища, педагоги этих славных заведений, музыкальные критики и актеры музыкальных театров - то есть публика не с улицы, выступать перед которой, я думаю, гораздо сложнее, чем перед обыкновенным, не слишком придирчивым зрителем. К тому же город у нас не такой уж и большой, и люди, так или иначе имеющие отношение к музыке все друг друга прекрасно знают, а значит любое появление на сцене всегда бурно обсуждается и... выносится вердикт. Причем, как я заметила, люди творческие чаще всего грешат безаппеляционностью суждений, и, для того чтобы удовлетворить их требовательный вкус, нужны поистине титанические усилия. Причем, как ни странно, уровень исполнительского искусства от этого в городе не повышается. Парадокс!
Из программки стало понятно, что опера Чайковского предстанет публике в виде литературно-музыкальной композиции. То есть, оставлены только арии, между которыми чтец, роль которого взял на себя, и надо сказать небезуспешно, сам Якобсон, зачитывает отрывки из пушкинской прозы. Сам принцип такого монтажа широко известен. Особенно часто он использовался раньше на телевидении и именно в классических произведениях. Правда, основной упор в таких постановках делался все же на литературный текст и видеоряд, а музыка служила неким атмосферным фоном, сопровождением. В этот вечер все было наоборот. И, к сожалению, не в пользу последнего.
Режиссировал это представление Василий Вавилов. И по тому, что происходило на сцене, порой казалось, что собственно постановочной части было уделено от силы дня два - не больше. Такая примитивная "разводка" (другого слова не подберу) больше времени не занимает. Видимо, ни Пушкин, ни Чайковский не смогли разбудить режиссерской фантазии, и дальше томных проходок по авансцене главных героев дело не пошло. А может быть, это и не было нужно? Но тогда почему нельзя было оставить оперу просто в концертном исполнении без претензии на театрализованность? Непонятно. В результате, в общем-то, неплохая задумка превратилась в какой-то зачет по оперному классу с доморощенными костюмами и случайно оказавшимся под рукой старым диванчиком. Но это претензии исключительно к режиссуре.
Что же касается музыкальной части, назовем его так, проекта, то здесь было чему ласкать эстетическое чувство. И в первую очередь это касается оркестра. Он был чудо, как хорош, и, честно говоря, во многом спасал положение. Дирижировал им Валерий Шелепов, лауреат Всероссийского конкурса дирижеров, очень талантливый музыкант, дирижер театра Музкомедии. Право же, оркестру театра Оперы и балета далеко не всегда удается добиться такого великолепного, выразительного звучания, а тут оркестр, собранный, в основном, из студентов... Есть о чем задуматься.
Теперь о солистах. Назову сразу тех, кто мне понравился. Это Дмитрий Романько, обладающий прекрасным басом-баритоном в роли Златогора, и Борис Сабиров в партии, собственно, Германа. Тенора, как я уже писала в предыдущих статьях, в последнее время стали редкими птицами. Я имею в виду хороших теноров. Театры за них держатся, переманивают друг у друга, выращивают и пестуют как зеницу ока, потому что без тенора нет оперы, нет героя-любовника, а значит - нет и спектакля. У Бориса Сабирова очень интересная судьба. В музыкальный театр он пришел из совсем далекой от музыки области. Так получилось, что он стал солистом театра Оперы и балета, даже не имея высшего музыкального образования, и, насколько я знаю, решил поступить в академию.... только в прошлом году. Согласитесь, что учиться на первом курсе и солировать в театре удается не многим. Долгое время знатоки прочили ему лишь характерные роли, ссылаясь на необычность тембра, но то, что услышали зрители в БКЗ на "Пиковой даме", по-моему, развеяло сомнения скептиков. Кажется, скоро в оперном будет прекрасный лирический тенор. (тьфу, тьфу, тьфу!) Конечно, не все еще огранено, и есть какие-то проблемы, но в некоторых моментах его голос звучал настолько свободно и красиво, что на минуту забывалась вся угловатость постановки, и просто хотелось слушать. Ко всему прочему, Сабиров - очень одаренный драматически актер. Судя по общей режиссуре, многие сцены он делал интуитивно, и это было по-настоящему хорошо. Особенно сцена сумасшествия...
Но перечислю остальных. Лиза - Юлия Демонова, Полина и Миловзор - Ирина Багаева, Прилепа - Елена Федорина и графиня - Надежда Костюкова. Если говорить о вокале, то все было достаточно удобоваримо, хотя от исполнения музыки Чайковского ждешь, все-таки, не только узнаваемости мелодий, но и красоты звучания, и в этом смысле оркестр и хор, в котором, кстати, тоже поют молодые солисты музыкальных театров, явно затмили некоторых главных героев.
Если же говорить в целом об успешности всего этого предприятия, то, скорее, я примкну к тем, кто расценил увиденное как робкую попытку прикоснуться к "Пиковой даме" или хотя бы навеять воспоминания о ней. В каком-то смысле это удалось, и по возвращении домой я сразу стала разыскивать старую запись этой оперы в исполнении солистов Большого театра. Почему-то не нашла, но желание послушать "Пиковую" в полном варианте все-таки осталось. Так что ни одно впечатление не проходит бесследно, и ни один труд не пропадает впустую, хотя я все-таки ожидала большего...
Кристина Штучкина