Был в годы гражданской войны такой ресторанный изыск. Наиболее престижные заведения вывешивали на своих дверях табличку: "Обеды с хлебом!".
Сейчас обедом с хлебом никого не удивишь. По крайней мере - никого, из имеющих возможность посещать рестораны.
Но на этот раз, судари мои, ни слова вы от меня не услышите ни о еде, ни о выпивке.
Речь пойдет исключительно о пище духовной.
Причем из всего меню хочу я выбрать один только пункт - "Живая Музыка".
Ведь, правда же, частенько хвастаются едально-питейные заведения эдаким эксклюзивом: "по вечерам - живая музыка".
Не претендую на всеобъемлющий анализ "живой музыки". Лишь смиренно надеюсь дать затравку для дискуссии, которую считаю назревшей.
Начну с истории, произошедшей буквально на днях.
Приехали к автору этих строк бизнес-партнеры из столицы.
После делу-время, наступил и потехе-час. Экскурсию по культурно-досуговым учреждениям было решено начать с "Че Гевары". Тем паче, что оказались московские гости большими поклонниками столичного клуба "Че" на Лубянке.
Зазывая гостей в "Че Гевару", автор совершенно искренне утверждал, что красноярская версия "острова свободы" будет покруче московской. Первые полчаса пребывания москвичи крутили головами и говорили: "Ну надо же..." и "Неужто в Сибири...".
Но счастье автора по поводу посрамления московского снобизма длилось недолго.
Началась живая музыка.
Живую музыку несли в массы три мальчика и одна девочка. Вместе они назывались группа "Картахана". Поверьте мне, судари мои, - это было не просто ужасно. Автор и раньше бывал вынужден наслаждаться их творчеством. Но тогда он был один и менее трезв. А в этот раз... Только расправил крылья от гордости за центр Сибири и - мордой в грязь, если не сказать хуже. Автору было стыдно. Москвичи милостиво улыбались. Ах, как милостиво они улыбались. Наулыбавшись досыта, правда, выразили желание сменить обстановку.
Нет, в середине 80-х, ВИА типа "Картахана", мог составить честь самодеятельности любого малярного ПТУ Красноярска. Да и в наши дни, если тебе 17, и экстази полный карман, и пришел ты в "Планету Красноярск", и пофиг-нафиг подо что колбаситься - сойдет и эта карта неизвестного хана (или ханА любой карте). Но - в "Че Геваре"?!
Репертуар группы состоял в основном из "мелодий и ритмов зарубежной эстрады".
Мелодии были изуродованы до практически полной неузнаваемости (может - аранжировка?). Немного выручали ритмы, которыми барабанщик (именно - барррабанщик!) глушил увечные мелодии. Но даже барабанщика забивал вокал в лице девочки. Слушая вокал (а куда денешься - децибелов как у стратегического бомбардировщика на взлете!) оставалось только пожалеть, что знаешь несколько английских слов.
"Шии-из-Гарра-а-а!!!" - звучало как боевой клич племени Сиу, громящего мирное поселение фермеров дикого запада.
Концертные костюмы полностью соответствовали старой русской поговорке "в чем печь топлю, в том и бога хвалю". Не надо смокингов-фраков, свитерочек раз в месяц постирайте! Обувь - мечта Ш.Холмса, обожавшего проводить сравнительный анализ грязи с Ридженс-роуд и грязи с Бригген-стрит. Эпатируем толстопузых? Неубедительный какой-то эпатаж - вроде как пукнуть за столом.
Имидж такой? Тогда пойте панк-фолк собственного гениального сочинения. А если не имидж, то тогда, уважаемые, это просто хамство по отношению к публике. Причем хамство при полном попустительстве со стороны администрации заведения.
В общем, когда девочка закричала в микрофон по-русски: "Давайте зажигать!!!" - очень многие оглянулись в поисках ранцевого огнемета или хотя бы канистры бензина.
"Картахана", к сожалению, не эксклюзив, но типаж. Бывает еще в "Че Геваре" "Багама-Мама". Поверьте, судари мои, услыхав багамину мать, поневоле думаешь - уж лучше пусть "Картахана"...
Возникает ряд вопросов и просьб к администрации "Че Гевары".
ВСЕ песни, исполняемые столь необъяснимо любимыми Вами, дорогая администрация, доморощенными лабухами-компрачикосами, есть на CD у Вашего уважаемого диск-жокея.
Причем - в несравненно более качественном исполнении. Вдобавок, прослушивание их в записи не сопряжено с необходимостью испытывать визуальное эстетическое оскорбление внешним видом и манерами местных "исполнителей".
Зачем же тогда все эти багамско-картахенские изыски? Чтобы "не хуже чем у людей"?
Купить "майбах" и облепить кооперативными наклейками по 3 рубля? Крруто!
Убедительно прошу Вас, дорогая администрация, внести в меню и громко объявлять перед началом экзекуции: "Сейчас будет выступать местная группа "имя рек". Любой из посетителей имеет право оплатить гонорар музыкантов и такси для их эвакуации. После чего выступление будет немедленно прекращено!". Ей-богу, это будет расценено многими как жест доброй воли.
Убедительная и наверняка бесполезная просьба к местным звездам клубной эстрады.
Уважайте песни, которые вы исполняете.
Не можете петь свое или хотя бы по-своему, так хотя бы старайтесь не портить чужого.
Или просто - старайтесь. Работайте. Выкладывайтесь, но не целиком в децибельность. "Громко" отнюдь не всегда означает "хорошо".
Уважайте аудиторию.
Вот, к примеру, Кортнев и "Несчастный случай". Ему простили бы и заношенный свитер и ковыряние в носу в паузах. Но он вышел на ту же сцену в отутюженном костюмчике и пахал так, как будто вся его карьера зависела от выступления в далеком сибирском городе. И не переврал ни одного текста. И не вставлял к месту и не к месту в свой английский слово "fuck" взамен забытого.
Да ладно, че там, еще один козел лечить вас взялся! Перед кем выеживаться-то, блин!
Отлабали вечер, срубили сотку баксов на всех. Че еще надо то?
Но не "Че Геварой" единым.
Все чаще и чаще у автора после "вечера с живой музыкой" слово "исполнитель" ассоциируется с расстрельными подвалами ЧК, где "исполняли" врагов народа. В большинстве красноярских клубов и ресторанов "живую музыку" именно "исполняют".
Хотите еще примеров? Их есть у меня!
Очень любимое автором заведение "Кантри".
В этих хрониках уже писалось, что музыка там подразделяется на "хорошую" и "живую". Время идет, перемены налицо! Дистанция между "хорошей " и "живой" растет, как между разбегающимися галактиками. Банджо поменяли на солистку. Стало гораздо хуже. Спасибо, что не громче.
Если вам "повезет", и вы нарветесь на "вечер джазовой музыки", то я лишь смею надеяться, что вы не любитель джаза, иначе возможны жертвы.
Очень любимое автором заведение "Жар-пицца".
Раньше там пел Бархатов. Пел под "минус", но мог и гитару взять. Царствие ему небесное, он был певец. Сейчас там тоже работает "исполнитель". Тот, кто сказал ему, что он певец, был большим человеконенавистником. В принципе, ради хорошей итальянской кухни, можно и потерпеть. Но все равно хочется все побыстрее съесть и поскорее уйти.
Не поймите меня правильно, я не ругаю чохом все кабацко-музыкальное братство.
Есть и в красноярском оперном масса "исполнителей". Попадаются музыканты и в красноярских кабаках. Взять тот же "Старый Замок". Там играют и поют Аркадий, Радик и Сергей. Играют и поют, подчеркиваю, а не "исполняют". Их живая музыка - визитка заведения. Они подходят заведению по формату, а оно - им. Но, к сожалению, это практически единственный положительный пример, который может припомнить автор.
Я понимаю все трудности всех администраций всех клубов-ресторанов нашего городка.
Да, не Москва. Да, напряг с музыкантами. Но тогда, может, действительно, как у Буйнова "...лучше уж никак вместо как-нибудь..."?
P.S.
Написал и задумался. Не выслать ли копию моему старому приятелю доктору медицины Ганнибалу Лектору? Не все ж ему качество американских симфонических оркестров улучшать? Здесь работы - неначАтый край! Вдруг - откликнется...
г. А. Р. Гантюа
Человек с запасной печенью.
(но не глухой).
Все кабацкие хроники Красноярска от Евгения Цветкова: