В ролях: Игорь Лифанов, Андрей Федорцов
Казалось бы, прошло то время, когда отечественные кинематографисты производили фильмы, вызывавшие лишь неловкость и чувство стыда. Но оказывается, и сегодня находятся продолжатели «славных» традиций начала и середины девяностых годов прошлого столетия, снимающие кино просто потому, что у кого-то нашлись лишние деньги на это дело. Наличие у режиссёра каких-то значимых идей или простого умения делать интересное кино в таких случаях в расчёт не принимается, «Егерь» именно из такого разряда. Вполне возможно, что у Александра Цацуева и были мысли, достойные воплощения на экране, но либо он так и не сумел их чётко сформулировать, даже для самого себя, либо – что более вероятно – молодой режиссёр просто не владеет профессией.
Современные истории, повествующие о героических защитниках нашей великой Родины, мочащих террористов и бандитов где ни попадя, заполонили сначала телевизионный эфир, а теперь наступают и на большие экраны. Однообразие (мягко говоря) как телевизионных, так и полнометражных лент свидетельствует о кризисе идей, коснувшемся не только – да и не столько – кинематографа, но общества в целом. Реклама же «Егеря» обещала хоть что-то оригинальное: история об отставном спецназовце, служащем егерем в таёжном заказнике, которому приходится защищать животных от неразумных людей, а невинных обывателей - от опасного заключённого, сбежавшего из колонии, должна была оказаться, как минимум, крепким боевиком с закрученным сюжетом, развивающемся на фоне великолепия северной природы.
Кстати, единственное, что получилось у авторов картины, – это виды «лесов, полей и рек» с высоты птичьего (в лице вертолёта) полёта. В общем, ожидаешь от картины драйва и колорита, а вместо этого получаешь невероятную размазню. Здесь отсутствует даже слабый намёк на экшен. Сюжетные ходы, особенно в финале, поражают даже не наивностью, а откровенной глупостью. Судя по всему, работа над сценарием ограничилась созданием общих намёток, а дальше как бог пошлёт! А он не послал или послал, но вовсе не туда, куда хотелось бы пойти сценаристу и режиссёру. Ни законы жанра, ни опыт зарубежных и отечественных (в первую очередь, советских) кинематографистов, видимо, были совершенно неинтересны Цацуеву. Презрев их и принявшись за изобретение собственного велосипеда, он произвёл нечто, не дотягивающее даже до самоката.
Плохо снятые и ещё хуже смонтированные эпизоды никак не сливаются в одно целое, а окончательно портят картину метания режиссёра, так и не определившегося, что же он снимает: боевик, мелодраму или, может, поучительную социальную драму? В основных персонажах намешано так много противоречивого, что сформировать своё отношение к ним никак не получается, да и не хочется прилагать к этому хоть какие-то усилия. Авторы изрядно увлёклись идеей, что не бывает только чёрного и только белого, однозначно хороших и однозначно плохих. Например, егерь Клинцов – защитник животных, спаситель женщин, борец за правопорядок, но с другой стороны, он – убийца мирных чеченских детей и женщин, да и сбежавший заключённый – вовсе не просто так убийца, а глубоко идейный борец за справедливость и любящий муж и отец. Такая идея, сама по себе, вполне приемлема, только вот вовремя остановиться в её реализации режиссёр не смог, и все его декларации превратились в совершенную бессмыслицу.
Образы даже не карикатурны (в этом был бы хоть какой-то смысл), а очень грубо вырублены, особенно это касается второстепенных персонажей, способных вызвать разве что снисходительную улыбку, но не возмущение или сочувствие. А банальности, произносимые героями, напоминают то ли заседание Государственной Думы, то ли собрание бабушек у подъезда, но в любом случае нагоняют тоску. Нет уже никаких сил слушать однообразные бредни о социальной справедливости, равнодушии государства и неспособности найти себя в постоянно меняющемся мире, пора бы уже или набор мыслей обновить, или хотя бы способ их подачи. Заметно, что и актёры чувствовали слабость режиссёра и сюжета, потому даже и не пытались играть, просто рожи корчили (грубо, но иначе не скажешь). И Лифанов, и Федорцов явно способны на большее (это заметно даже по сериалам), не говоря уже о Викторе Степанове, играющем здесь губернатора (мощнейший образ – обхохочешься).
Тусклое и бездарное кино, лишённое всякого смысла, испорченное режиссёрскими потугами на концептуальность. Боевикам для успеха никогда и не требовалось быть содержательными, в этом жанре всегда ценились совсем другие вещи, но в данном случае нет ни намёка на захватывающий сюжет, напряжённое действие или визуальные эффекты. Абсолютно дилетантская картина, демонстрирующая банальное неумение режиссёра делать свою работу, что непростительно даже дебютанту, тем более, если он – ученик такого признанного мастера, как Александр Митта.
Александр Спасов