Ледяная вертикаль.
Край стремительно переходит на новые рельсы взаимоотношений с федеральным центром. Ясно прорисовывается перспективная модель связей. Все делается в русле строгих, но прагматичных контактов наверху. «Единая Россия» как патерналистская чиновничья корпорация приняла в свои почетные ряды Хлопонина. В эти дни мы вспоминаем о трагической гибели предыдущего губернатора. Лебедь был мощной яркой фигурой, явно стремившейся на вершину российского политического Олимпа. Ему было тесно в роли просто одного из региональных лидеров. В столице подозревали об этом. Хлопонин в большей степени человек команды. Причем вполне определенной команды. Верхушка айсберга. Основание айсберга скрыто под толщей очень темной воды. Этот айсберг и есть вертикаль власти. Его устойчивость и стабильность сильно зависит от «широты» плавания. То есть, застывший социальный климат более-менее способен продлить жизнь айсберга и даже укрепить его путем намораживания сопутствующих элементов на его поверхность. Горячее время социальной и классовой нестабильности нещадно разрушает его и откалывает выступы. Политический климат в крае сейчас требуется заморозить по максимуму.
Потому и едут федеральные министры в наш край закачивать финансовый «фреон» из федерального бюджета в краевой морозильный агрегат. Все начинает двигаться медленно, и даже привычные агенты огня – радикалы и поборники бурного «нашизма» тухнут еще на подлете к ледяной вершине. Их жертвенный порыв, конечно, все равно падает в копилку общего бурления политической плазмы. Огонь и лед. Успех лидера норильских профсоюзов в самой вотчине никелевой империи показал – всесилие ФПГ относится к разряду мифов, сходных с по конструкции с мифом о «развитом социализме». СССР, как единая госкорпорация, был не в пример мощнее и устойчивей любой российской ФПГ. Но ведь рухнул. Все в этом мире преходяще.
Эфир и почва.
Большинство хочет покоя и стабилизации после пятнадцати лет гайдаро-чубайсовских безумств. Либеральные реформы ввергли россиян в такой «шок и трепет», что, идя навстречу массовой ностальгии по брежневским почти райским временам, эксперты ввели термин «путинский застой». Но этот термин носит скорее шуточный характер. Население может почувствовать, что, по большому счету, оно никому не нужно. Его даже эксплуатировать нормально, по законам классической политэкономии не хотят. Олигархи предпочитают эксплуатировать недра, а не народ.
После тактического поражения «нашизма» на губернаторских выборах 2002 года становится понятно, что это явление слишком политизированных краелюбов «красноярскому народу» не исчерпывалось манипулятивно-технологическим конструктом. Именно манипулятивная и пиаровская часть этого явления вызывали отторжение, граничащее с омерзением. «Нашизму» катастрофически не хватало искренности и естественности. Потому ангажированная часть аналитиков и смогла все свести к борьбе двух ФПГ. То есть, этот спор было предложено продолжить на уровне аргументов такого рода: «в прошлом году глава «Базового элемента» Олег Дерипаска. заплатил налог на доходы, полученные им в 2001 году в Саяногорске. Сумма равнялась 294 млн. рублей, что составило около 10% собственных доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия, а глава компании «Норильский никель» Михаил Прохоров, заявил том, что его зарплата составляет 1 МРОТ в месяц, то есть 450 рублей». Неудача «нашистского» пиара, как становится понятным, лишь подчеркнула актуальность «нашизма» как идеологического базиса с огромным положительным потенциалом, востребованным в будущем даже в большей степени, чем в прошлом и сейчас. Как любое идеологическое образование, оно способно сменить лидера абсолютно без ущерба для себя.
Этот стихийный зов почвенных элементов еще не до конца замурзан в болотистой тине выборных клоунад. Он ищет адекватную форму воплощения. Политического медиума, способного дисциплинировать стихию собственно почвеннических настроений, не укладывая ее при этом в прокрустово ложе конвенционального пиара. Понятно, что сейчас такой фигуры среди публичных деятелей региона просто нет. Пока нет. Потому и ситуация, несмотря на внешнюю гармонию, беременна нестабильностью. Властям просто не с кем вести диалог. А ведь диалог – это серьезный инструмент управления. Управленец должен разговаривать со своей паствой не только по телевизору. Телевидение серьезно подмочило свою репутацию. Большинство уже почти убеждено, что это лишь пропагандистский механизм, находящийся в руках все тех же всесильных ФПГ. Иначе откуда такая популярность КПРФ, которую телеканалы либо игнорируют, либо «мочат»? Эфирные, воздушные телеведущие и репортеры могут стать невозобновляемым ресурсом влияния. Нельзя рассматривать медийный ресурс власти как абсолютно неисчерпаемый. У него есть свои строгие границы, которые могут быть сужены при безграмотном агрессивном эксплуатировании. Чтобы региональная вертикаль власти смогла, наконец, пустить корни в почву Красноярского края, ей самой необходимо участвовать в процессе взращивания собственной оппозиции.
Волна стабильности.
При условии, что под взращиванием будет пониматься не финансовая накачка публичных марионеток. Оппозиция должна иметь позицию. Быть искренней. Тогда с ней возможен диалог. Общение на принципах социального партнерства. Чтобы айсберг вертикали власти не бултыхался от одной проплаченной пиаровской волны к другой, у него должны быть островки, куда можно причалить и провести переговоры не об «откате», а о сути вопроса. Для этого должны быть созданы структуры вне власти, пользующиеся доверием народа, не вовлеченные напрямую в предвыборную борьбу. Такую роль может взять на себя формирующееся сейчас региональное экспертное сообщество. На май намечен ряд первых мероприятий так называемого «Красноярского клуба», призванного объединить под своим крылом специалистов политического и экономического анализа. По слухам, на первую конференцию «Красноярского клуба» приедут известные в стране аналитики и эксперты – Глеб Павловский, Марат Гельман, Модест Колеров. Работа «Клуба» будет вестись под патронажем «Проектного комитета», «Экспертного клуба Первого канала», «Центра геополитических экспертиз».
Удастся ли новому начинанию стать успешным посредником между властью, оппозицией и невыраженной пока стихией народных интересов? Даже во время войн между ФПГ должна существовать нейтральная территория, либо группа профессиональных переговорщиков. Ведь не пиаровским цехом единым. Но и менее ангажированным экспертным сообществом социальная стабильность прирастать будет.
Павел Клачков