Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Игра в одни ворота

Игра в одни ворота

03.03.2005
14

«Сибирская губерния» объявила холодную войну конкурентам

8 февраля ассоциация «Сибирская губерния» приобрела в собственность еще одну птицефабрику – Березовскую, которая долгое время являлась последним форпостом на пути к окончательному завоеванию «птичьего рынка» Красноярска. Фактически теперь «губерния» стала монополистом: она поставляет на городские прилавки львиную долю мяса птицы. Хотя – формально все экономические субъекты, работающие на этом рынке, находятся в одинаковом положении. А значит – здоровая конкуренция существует. Но в любом случае «губерния» – абсолютный лидер.

Как известно, монополисты не бывают плохими или хорошими. Они просто есть, и они диктуют собственные правила игры. Владельцы красноярских магазинов и розничных сетей считают, что правила эти «губерния» для них слишком ужесточила.


Яйца

Помимо птицефабрики «Сибирская губерния» (бывшая Красноярская), в холдинг до последнего времени входили птицефабрики «Сибирская губерния – Абакан» (бывшая «Алком»), Камарчагский завод комбикормов, торговый дом «Сибирская губерния» и сеть гипермаркетов «АЛПИ» (семь гипермаркетов: в Красноярске, Сосновоборске, Канске, Железногорске и Ачинске). Желание купить Березовскую птицефабрику ассоциация «Сибирская губерния» высказала еще два с половиной года назад. Тогда она предложила администрации края проект создания вертикально-интегрированной структуры.

Иными словами, компания соглашалась делить прибыль от эксплуатации Березовской птицефабрики с краевым бюджетом. Почему-то эта идея не вызвала особого энтузиазма ни у губернатора Александра Хлопонина, ни у его заместителя по сельскому хозяйству Виктора Раздуева. С тех пор ситуация изменилась кардинально. Краевые власти решили не идти по пути создания вертикально-интегрированных холдингов, как это делают другие регионы, а просто отдать птицепром в частные руки. Толчком для передела «птичьего» рынка послужил дефицит фуражного зерна, образовавшийся в регионе в 2004 году. Новый поворот событий ассоциации был на руку. С точки зрения рыночной конъюнктуры момент для развития этого бизнеса сейчас очень удобный. Российское правительство еще год назад ограничило квоты на ввоз кур. Освободившаяся доля рынка, которую занимала ранее американская курятина, составляет около 20%. Птицеводство вздохнуло свободнее – дешевая импортная курятина теперь не слишком теснит наших производителей. Квоту решили не увеличивать и в нынешнем году.


Цыплята

Сегодня на прилавках большинства красноярских магазинов лежит «куриная» продукция ассоциации. В гипермаркетах «АЛПИ», которые принадлежат «Сибирской губернии», цены на свежее мясо птицы, произведенное в ее собственных цехах, самые низкие в городе. Вроде все логично: производитель продает свой товар без накруток. Конкуренты «АЛПИ» – городские розничные сети супермаркетов – предлагают продукцию под брендом «Сибирская губерния» дороже. Однако, как выяснилось, завышают они цены не по собственному желанию. Один из менеджеров красноярской розничной сети объяснил мне, что «Сибирская губерния» вынуждает конкурентов поддерживать ценовое преимущество «АЛПИ»:

– В случае с «АЛПИ» очевидно явное использование владельцем положения монополиста. Сегодня «Сибирская губерния» является основным поставщиком отдельной категории продукции – свежего мяса птицы. Она не имеет конкурентов на территории Красноярска. Лидирующее положение она занимает и на рынке региона (юг края обеспечивает мясом птицы завод в Хакасии). Поэтому «Сибирская губерния» диктует торговые наценки на собственную продукцию.

Супермаркеты не могут снизить цены на мясо птицы до уровня тех, что установлены в «АЛПИ», потому как знают, что в этом случае «Сибирская губерния» прервет с ними отношения. Ассоциация устанавливает выгодную для себя цену, а всех остальных заставляет ее завышать. Таким образом, губерния использует рычаги производителя, чтобы отстаивать свои конкурентные позиции как розничного продавца. Можно сказать, что компания ведет ценовую войну с остальными игроками краевого рынка. Прервать отношения с губернией сетевики не могут, потому что рискуют остаться без мяса птицы.


Курицы

По словам другого владельца магазина, также не захотевшего назвать свою фамилию, розничные сети – еще в более выгодном положении. Их «спасают» большие объемы продаж. С одиночными магазинами компания заключает просто кабальные договоры. Разумеется, открыто ссориться с монополистом никому не хочется. Именно по этой причине в управлении федеральной антимонопольной службы края о давлении на торговцев ничего не слышали. По словам заместителя начальника УФАС края, с претензиями к ним пока никто не обращался:

– «Сибирскую губернию» нельзя назвать монополистом хотя бы потому, что рынок открыт для всех. В Красноярске торгуют и импортным, и отечественным мясом птицы. Здесь представлены и Новосибирск, и Иркутск, и другие соседние регионы. Видимо, местным продавцам с «губернией» работать в любом случае выгодно. Разумеется, если поступят жалобы о том, что компания слишком неразборчива в методах борьбы за покупателя, мы будем проводить проверки.

Языком цифр

В 2005 году в Россию можно ввезти из-за рубежа 467,4 тысячи тонн свинины (450 тысяч тонн в 2004 году), мороженой говядины – 430 тысяч тонн (420 тысяч в прошлом году) и 1,05 миллиона тонн курицы (в точности, как год назад). Рост квоты в общей сложности составил 27 тысяч тонн, что, по мнению экспертов, совершенно не повлияет на рынок.

Рост производства мяса в Красноярском крае в 2004 году составил 8%. Большую часть роста обеспечила ассоциация «Сибирская губерния».

Елена ЯЦКЕВИЧ

Авторитетное мнение

Монополия качества

Василий Худяков, директор торгового дома “Сибирская губерния”

- По нашим данным, в Красноярский край ежемесячно ввозится до 1000 тонн куриной продукции отечественного и зарубежного производства. А по статистике Росптицесоюза соотношение российской и импортной курятины составляет 53 и 47% соответственно. Причем американская и бразильская продукция на 10-15 рублей дешевле нашей. Иными словами, каждый участник рынка вправе выбирать производителя, руководствуясь либо качеством, либо низкой ценой.

Вопрос о ценовом давлении на розничные сети, мягко говоря, надуман. В разговорах на эту тему предпочитают умалчивать, что до образования собственной розничной сети “Сибирская губерния”, наценка в тех же супермаркетах на нашу продукцию могла достигать 30%. Сейчас мы держим ее в пределах 10-12%. Выгода для покупателя очевидна.

Более того, никаких искусственных ограничений для розничных сетей в Красноярске со стороны компании попросту не существует. К каждому нашему партнеру подход сугубо индивидуальный - скидка прямо пропорциональна закупаемым объемам. Если один единственный магазин реализует две-три тонны продукции в месяц, то и скидка для него соответственно должна быть ниже, нежели для крупной сети, реализующей пятнадцать-двадцать тонн. Это же естественный закон рынка. Наша сеть как раз для того и создавалась, чтобы сделать продукцию максимально доступной для покупателя.


Продукция

Кроме того, в своих магазинах мы более ответственно относимся к качеству. Контроль тотальный - от конвейера и до прилавка. Кстати, в этом году компания «Сибирская губерния» получила сертификат международного стандарта Системы Менеджмента Качества ISO 9001-2000. Предприятий с таким сертификатом в крае единицы, а в российском птицепроме мы вообще первые и пока единственные. Это еще более должно упрочить наши позиции как производителя исключительно качественной продукции.

Кстати, о Березовской и Енисейской птицефабриках. Достались они нам с “богатым наследством”. “Березовка” в своем прежнем виде уже не могла давать положительных результатов. Из-за устаревшего оборудования и неэффективного кросса птицы предприятие находилось в глубоком кризисе. Потому теперь нам приходится вкладывать в ее реконструкцию большие средства. Что касается Енисейской фабрики, то речь шла буквально о ее дальнейшем существовании и как следствие теплообеспечении поселка Миндерла и занятости его жителей. Продолжительное время никто не знал, что делать с этой площадкой. Идея оказалась простой, но в то же время революционной. Сейчас организуем там промышленное производство мяса индейки. Фабрика ожила.

Главная задача нашей компании – идти навстречу покупателю – поставлять на прилавки качественную продукцию по доступным ценам. “Сибирская губерния” в течение многих лет работает над увеличением объемов производства, повышением качества продукции, расширением торговой сети. Это наше кредо, которого мы намерены придерживаться и впредь во что бы то ни стало.

Рекомендуем почитать