Главная
>
Статьи
>
Каждый потребитель должен знать

Каждый потребитель должен знать

14.03.2005
5

Во-первых, что завтра наш общий праздник - Всемирный день защиты прав потребителей. С чем я вас и поздравляю. По решению ООН его отмечают с 15 марта 1983 года. Хотя история этого дня уходит гораздо глубже. К 1775 году, когда в штате Массачусетс продавцов испорченной пищи поставили к "позорному столбу". 15 марта 1961 года Джон Кеннеди подписал "Билль о правах потребителя". Этот документ лег в основу соответствующих законодательств в 115 станах мира. В том числе и нашего закона «О защите прав потребителей», который появился спустя 31 год – в 1992-м году.

Это единственный закон, работающий не на чиновников, а на рядового человека. Каждый из нас, прочитав его, может самостоятельно защитить свои интересы. С этого года документ серьезно изменился. И прав по нему у нас стало еще больше. Это вторая новость, которую я хотел вам сообщить. Ну, а теперь, о новшествах.

Импортеры ответят

Легче будет предъявить претензии в отношении некачественного импортного товара. До сих пор покупатель мог требовать что-то только от продавца. Нет, он мог, конечно, обращаться и к иностранному производителю. Но только теоретически: судиться с невидимым противником - сами понимаете… Теперь за него в ответе импортер - фирма, ввозящая в страну заграничный товар. Это действительно важно: ведь сегодня продавец есть, а завтра его след простыл. И все?! В таких случаях и следует качать свои права у импортера. Чтобы пострадавший знал, как его найти, закон теперь обязывает указывать реальный (а не юридический или абонентский ящик) адрес продавца, изготовителя, бюро претензий, сервис-центра, импортера. Причем информация о последнем должна указываться на каждой упаковке заграничных товаров.


Упаковка товара

Импортер обязан выполнить следующие требования покупателя (п. 3 статья 18-я новой редакции закона):
* о безвозмездном устранении недостатков товара (бесплатный ремонт);
* о возмещении расходов покупателя (если тот самостоятельно обратился в мастерскую);
* о замене некачественного товара на аналогичный.

Деньги через три дня

И даже если купленная вещь не имеет недостатков, но почему-то не подошла: размерчик не тот, фасон или цвет разонравился и т.д., - то и тут покупателю должны пойти навстречу. Обменять товар - при условии, что он не использовался, сохранены фабричные ярлыки и пломбы. В обновленном Законе "О защите прав потребителей" есть существенное дополнение: если аналогичный товар отсутствует, покупатель вправе не ждать его поступления, а получить деньги (п. 3 статья 25-я). Причем в трехдневный срок. Раньше конкретный срок не оговаривался. А вот деньги за некачественный товар придется ждать дольше: 10 дней.

В этой же статье усилена возможность вернуть товар при отсутствии чека (пункт 1-й): если он потерян, можно ссылаться на свидетельские показания. Так что проявляйте настойчивость.

Меньше сои?

На продуктах, содержащих трансгенные компоненты, обязательно должно быть указано о таких добавках. Правда, если содержание ГМ-сырья превышает 0,9 процента. Еще раньше такую ношу на производителей взвалил главный государственный врач страны Геннадий Онищенко, а теперь закон ее закрепил. И ввел наказание за неисполнение - до 10 тысяч рублей.

Гудбай, у.е.

В автосалонах и дорогих бутиках, в салонах сотовой связи цена товара или услуги нередко выставляется в условных единицах. Пресловутые у.е. могут означать что угодно: доллары, евро, а то и вовсе некую внутреннюю валюту отдельного магазина с курсом, который назначает сам продавец. Например, компания сотовой связи "Енисейтелеком" установила, что в ее расчетах с покупателями 1 у.е. равен 31 рублю 85 копейкам, что ничего общего с реальностью, как известно, не имеет.


Рубли

Но они хотя бы предупреждают об этом при заключении договора на обслуживание. Для многих же момент истины настает, когда приходится рассчитываться. Большинство людей автоматически переводят у.е. в рубли по курсу доллара. А у кассы выясняется, что продавец исходит из других сумм. Для того чтобы избавить покупателя от лишних расчетов, заблуждений и разочарований, в Законе "О защите прав потребителей" введена такая норма:

* Стоимость товаров или услуг непременно должна указываться в рублях. Или, если продавцу почему-то необходимо оставить у.е. (может, такое требование выдвигает производитель), то ставятся две цены. Если же на товаре не обнаружится рублевого ценника, то магазину или частному предпринимателю, попавшемуся на таком нарушении, грозит штраф до 10 тысяч рублей.

Держи дистанцию

Важное нововведение - правила торговли через Сеть и каталоги (статья 26-я). Прежде чем заключать договор с клиентом, интернет-магазин должен в письменной форме представить полную информацию как о товаре, так и о его производителе с указанием фактического и юридического адреса, об условиях приобретения и возврата. Потребитель вправе отказаться от покупки в любое время до ее получения и в течение недели после.


Потребитель

Кроме того, если информация о порядке и сроках возврата товара хорошего качества не была предоставлена в момент доставки в письменной форме, то покупателю в течение трех месяцев после этого позволено потребовать свои деньги назад. В этом случае продавцу придется вернуть уплаченную сумму (правда, за вычетом расходов на доставку товара обратно в магазин) не позднее чем через 10 дней с момента предъявления соответствующего требования.

Наше дело – правое

Раньше пострадавший мог подать исковое заявление только в суд по месту своего жительства, по месту нахождения ответчика или по месту причинения вреда. Сейчас география значительно расширяется. Можно обратиться также:
* в суд по месту пребывания истца (почувствуйте разницу!);
* по месту жительства индивидуального предпринимателя;
* по месту заключения договора;
* по месту нахождения представительства или филиала организации, допустившего нарушение.

И возможно, теперь станет меньше продавцов, желающих судиться с обиженным потребителем. Если суд признает правым последнего, то ответчику придется серьезно раскошелиться. Сумма убытка по новому закону автоматически увеличивается в полтора раза.

Помимо потребителя судиться стало выгодно и государству, и различным объединениям, защищающим права потребителей. С нарушителя в доход государства будет взиматься штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя. Еще один стимул судиться - суд возмещает все судебные издержки, в том числе расходы на проведение независимой экспертизы при ее положительном результате. Чего не было ранее. Судись - не хочу. Но очень надеюсь, что введение таких санкций поспособствует тому, что магазины и фирмы предпочтут решать конфликты с потребителями без суда. Добровольно возмещая им причиненный ущерб. Целее будут и деньги, и репутация. А главное - нервы. И у тех, и у других.

Олег Мельников

Рекомендуем почитать