Главная
>
Статьи
>
«Дровосек» / «The Woodsman»

«Дровосек» / «The Woodsman»

26.05.2005
17
Режиссёры: Ли Дэниелс, Николь Кассель
В ролях: Кевин Бейкон, Кира Седжвик


«Дровосек» / «The Woodsman»

«Никогда не бери конфет у незнакомых дяденек», «жуй жвачку первой» и «не пялься на уроках в окна, если не хочешь, чтобы тебя весь день тошнило». Под этими тремя заповедями я и проходила все свое в меру беззаботное детство. Ну, еще стишок про светофор был. То, что я выросла, у меня здоровые зубы и желудок, не тошнит и вообще, доказывает: они работают. Заповедь за номером три кажется вам непонятной, да? Поясню. Под окнами нашей школы водился Педофил. Он нарезал круги по пересеченной газонами местности с расстегнутой ширинкой, заглядывал в окна первого этажа и наяривал изо всех своих извращенских сил. Старшеклассники устраивали на него засады и облавы, и гоняли его по стадиону с криками «бей пидора!». Педофил же трусливо убегал и вообще был личностью жалкой и всеми презираемой.

О нелегкой судьбе такого вот человека нетрадиционных сексуальных пристрастий и написал пьесу американский драматург Стивен Фехтер. Потом эту американскую пьесу увидала американская студентка кинематографического факультета Николь Касcель и написала черновой вариант киносценария. Его прочитал и взялся сделать фильм американский продюсер Ли Дэниэлс. На главные роли он утвердил американских актеров Кевина Бейкона и Киру Седжвик.


«Дровосек» / «The Woodsman»

Американский драматург, американская студентка, американский продюсер, американские актеры. Неудивительно, что и результат получился американским. Таким вот демократичным, политкорректным и пафосным повествованием про извращенца «с человеческим лицом».

Удивительно в данном случае другое: это американское кинопроизведение взяло все крупные европейские призы. Специальный приз жюри за оригинальность на международном фестивале «Фландерс» в Генте (Бельгия), 2004. «Лучшая режиссура» на фестивале американского кино в Дювилле (Франция), 2004. Special Mention кинофестиваля в Каннах, 2004. «Лучший саундрек» кинофестиваля в Лондоне, 2004. А все потому, что фильм у Ли Дэниелса и кампании получился по-европейски нудным, серьезным и (см. выше) оригинальным, с реалистичными съемками в духе семидесятых и с небольшой гнильцой.

В России «Дровосеку» не светит ничего. Почему? Смотрите «Историю про Педофила» из первого абзаца. У нас в стране нет культурной традиции жалеть _таких_ извращенцев (вот если бы это был фильм про алкоголика…). Какой мужчина (со стадионным прошлым) захочет привести на этот фильм свою девушку? Какая женщина (в потенции – мать, и с опытом подоконной тошниловки) пойдет плакать в платочек над тем самым типом в главных героях?

Есть, конечно, и у нас небольшая прослойка эстетов, любящая нудное серьезное кино, оригинальное и с реалистичными съемками. Но количество таких эстетов, к сожалению, примерно равно количеству главных героев фильма. В общем, не так много, как хотелось бы прокатчику.

Но – поздно. Призоносный фильм купили в прокат, крякнули, креативно напряглись и напечатали на бумажке изящный красноречивый анонс в надежде получить хоть какие-то деньги.


«Дровосек» / «The Woodsman»

Итак, почитаем.
«Отсидев 12 лет за совращение малолетних, Уолтер (Кевин Бейкон) выходит на свободу. Но был ли он на самом деле виновен или осужден по ошибке? Главный герой не считает себя преступником. Но теперь он должен доказать это и людям, которые встретили его ледяной стеной отчужденности и враждебности. Родная сестра отвернулась от Уолтера, настырный коп следит за каждым его шагом, а работники лесопилки, куда он устроился, – жестокие и злобные, живущие по законам волчьей стаи, готовы разорвать его в любой момент... В довершение всего в городе завелся маньяк, а всех его жертв записали на Уолтера. Единственный шанс "отмыться" и получить билет в нормальную жизнь – поймать настоящего извращенца. Главный герой выходит на охоту и объявляет беспощадную войну ночному хищнику...»

Напечатали, значит, и кучками у касс наложили.

«Эх, опять хорошего мужика подставили. Ну, ничего. Уж он-то с гадами разберется. Пойду-ка гляну, что и как», - думает изучивший анонс зритель и идет смотреть триллер-детектив-боевик с элементами драмы.

Но – что это? Свет гаснет, и перед нашим дорогим зрителем предстает Главный Герой. Его действительно зовут Уолтер, но на этом сходство фильма и аннотации заканчивается. Уолтер предстает перед нашим дорогим зрителем во всей красе: он сидит в кресле у психоаналитика.

Собственно, все. На этом можно закончить писать кинообзор и пойти пострелять в воробьев из рогатки. Но я, конечно, так не поступлю. Потому что уже ночь, воробьев не видно, и я слишком люблю Правду. Потому продолжим.

«Доктор, когда я стану нормальным?», - требовательно спрашивает Уолтер у своего психоаналитика. О, он вообще требователен к своему доктору: орет на него, запрещает делать записи в маленьком черном блокнотике («эй, что ты мне дело шьешь?») и не любит, когда тот сидит у него за спиной. Тюремное прошлое сказывается, ага.

Доказывать ничего и никому наш герой не собирается, проблемы «но был ли он на самом деле виновен или осужден по ошибке», перед ним не стоит. Да, виновен, да приставал к девочкам. Нет, не трогал. Просто смотрел. Как на птичек, ага.


«Дровосек» / «The Woodsman»

«Жестокость и злобность живущих по законам волчьей стаи лесопильщиков, готовых разорвать в любой момент» выражается в робких попытках подбросить в уолтерову кабинку для переодевания листовку с распечаткой его же личного дела, и предложением от лесопильницкой офис-мененджерши сменить работу («вот список вакансий»). Не читай наш дорогой зритель Той Самой Бумажки (и не выглядывай он в детстве из школьного окна), ему бы вполне могло понравиться то, что он видит на экране. История о больном человеке с моральными устоями, страдающем от своей неполноценности, рефлексирующем и победившим себя, сама по себе замечательна. Но она – другая. И зритель у нее – другой. И психологическая драма в принципе не может стать заявленным в анонсе триллером.

А потому – продолжаем смотреть и удивляться.

Хм, хм. «В городе завелся маньяк, и всех его жертв списали на Уолтера». Перевожу. У местной школы отирается смазливый мужик, дарит детям конфеты и заманивает к себе в машину мальчиков. Один раз его попытка увенчалась успехом, и перевоспитавшийся Уолтер набил ему морду и сломал челюсть (тут, собственно, обыгрывается сравнение героя со сказочным дровосеком, охраняющим и спасающим Красную Шапочку. Картинка с афиши, где Уолтер в капюшоне и с мячиком, оттуда же). Собственно, все. Больше никакого экшена в фильме не будет. Ни тебе «отмыться и получить билет в нормальную жизнь», ни «беспощадной войны ночному хищнику».

Вместо этого перед зрителем разворачивается картина повседневной жизни Уолтера, его походы к психоаналитику, роман с работницей лесопилки, разговоры за жизнь с копом и приставания к девочке в парке с несмелыми предложениями сесть к нему на колени. Актеры, надо сказать, играют замечательно. Отсутствующий в окружающей их унылой действительности экшен они переносят на лицо, и результат, как говорится, налицо. Кевин Бейкон и Кира Седжвик, супружеская пара с пятнадцатилетним стажем, играют секс на первом свидании, и я им верю. Да чего уж мелочиться – я верю Кевину Бейкону и когда он говорит «я только хотел посмотреть», и когда – «дальше все будет по-другому». Ханна Пилкес, сыгравшая потенциальную жертву Уолтера, на которой он сломался и понял, что такое есть «дите», очень натурально дрожит подбородком и вообще здорово визуализирует эмоции ребенка, у которого дома такой же папа-педофил, что и на лавочке, и от него никуда не деться, и да, она сядет на колени к Уолтеру, потому что ей уже все равно. Отдельных аплодисментов заслуживает хип-хоп исполнитель Мос Деф, сыгравший роль полицейского-проповедника. А что, для хип-хоп исполнителя проповедовать – самое то.

В общем, так.
Если вы хотите истории про тропу войны, жестокую волчью стаю и ночного маньяка, то это однозначно не сюда.
Согласны на драму с психологическими заморочками, американскими призывами к терпимости и вас все еще не тошнит? Билеты в кассе.
Ну а я к воробьям.

Анна Назарова

Рекомендуем почитать