В ролях: Малколм МакДауэлл, Арманд Ассанте, Рутгер Хауэр, Валерий Николаев, Михаил Горевой, Ивар Калныньш, Александр Ефимов
Так – спокойствие, Серж, только спокойствие. Сделаем глубокий вдох, расслабимся – вот так, хорошо. Сожмём волю в кулак и попытаемся совершить невозможное – а именно провести разговор о фильме «Зеркальные войны: отражение первое» без единого случая употребления ненормативной лексики. Да, я понимаю – тянет, ой как тянет выдать от всей души что-нибудь типа «Да, вот такой он, *****, ренессанс российского кино, *****!» Но надо держаться, надо – дети ведь читают!
Вообще, картина бедствия, которую представляют собой «Зеркальные войны», настолько обширна, что я, право слово, теряюсь при попытке решить, с чего же начать. Этот фильм стоит назначить этаким эталоном и показывать в обязательном порядке всем будущим кинематографистам, режиссерам, продюсерам, и вообще всем, кто будет иметь хоть какое-то отношение к кинопроизводству. Чтобы тыкать в экран указкой и строго говорить – никогда, слышите, ни-ког-да не делайте вот так, вот так и вот так. А вот так – в особенности. Боюсь только, преподаватели тыкать замаются – ибо делать это придется в течение почти двухчасовой продолжительности фильма практически беспрерывно. А два часа фильма «Зеркальные войны» к тому же и отличаются от любых других произвольно взятых двух часов – поскольку по субъективным ощущениям, за этот фильм проходит не стандартные сто двадцать минут, а несколько жизней.
Алексей Кедров (Александр Ефимов) – бравый и горячий пилот-испытатель, входящий в небольшую группу асов, которым дозволено летать на новом супер-навороченном истребителе Су-ХХ (это «Икс-Икс», а не «Ха-Ха», как вы, наверное, подумали), который все летчики ласково называют «Саблезубым». Одного из его напарников убивают таинственные люди в масках во время охоты в лесу, и расследовать это дело берется ФСБ. Алексею и его товарищам необходимо выступить на грядущем авиашоу под Москвой, чтобы продемонстрировать возможности своего истребителя, однако у международного террориста Дика Мердока (МакДауэлл) есть свои планы на истребитель. Сидящее на хвосте у Мердока ЦРУ в лице Арманда Ассанте и произносящей всего пару реплик, но зато чертовски эффектно курящей в кадре Амалии Гольданской пытаются понять, что же он задумал. А задумал он страшное – свистнуть супер-современный «Саблезубый» и организовать с его помощью нападение на самолет Президента США, спровоцировав тем самым конфликт мировых держав.
А храброму пилоту Кедрову тем временем приходится разбираться не только с убийством своего напарника, но и с американкой Кэт, выдающей себя за защитницу природы, но вызывающую нехорошие подозрения – что, впрочем, совершенно не мешает Алексею благополучно переспать с ней то ли на второй, то ли на третьей день знакомства. Наблюдающие в бинокль за всей этой процедурой ФСБ-шники философски замечают – «Что же ей от него нужно, кроме хорошего русского траха?».
Вся эта сюжетная каша замешана так небрежно, что идиотизм прет изо всех щелей. Злодейский план террористов отличается такой развесистой сложностью, что понять смысл отдельных его ходов решительно невозможно. На кой черт понадобилось строить сложнейшую схему с перемещением по нескольким странам, наймом чертовой тучи людей и взрывом самолета-заправщика, если можно было сразу заплатить имеющемуся в рядах летчиков-испытателей своему человеку, чтобы он сам сделал всё, что нужно – как всё, в конце концов, и сложилось? Этакая тематическая свалка подкрепляется и мастерски освоенным постановщиком фильма умением снимать так, чтобы зрителю было решительно непонятно, что конкретно происходит на экране в данный момент. Особенно это касается сцен действия – кто-то куда-то бежит, в кого-то стреляет, что-то где-то взрывается, но все эти моменты как будто существуют сами по себе, вне какого-то общего контекста боя. Та же петрушка и со сценами полетов истребителя – самолет куда-то с шумом летит, выделывает в небе какие-то странные фигуры, и все это иллюстрируется с трудом различаемыми переговорами летчиков. По их взволнованным голосам можно понять, что происходит что-то Ужасно Напряженное, но вот что именно – поди разбери. В наблюдении за тем, как стайка воробьев сражается за подкидываемые им хлебные крошки, куда больше драйва и кайфа, нежели в таких вот сценах.
Что же до приглашенных актеров с мировыми именами, то их участие только подчеркивает беспомощность фильма на всех возможных уровнях. Что МакДауэлл, что Хауэр, что Ассанте за много лет своей карьеры отлично насобачились прилично выглядеть во всякой второсортной ерунде, что вполне наглядно демонстрируют и здесь. Наши же актеры откровенно теряются – их лица, как максимум, выражают легкую озабоченность не совсем понятной природы, как будто они во время игры волнуются, не сваливаются ли у них штаны, но пытаются не подать вида. Тот факт, что им периодически приходится с серьезным и даже взволнованным лицом произносить фразы типа «Сибирская милиция обнаружила труп второго китайца!», только усугубляет клиническую картину. И все это разворачивается мучительно медленно, без малейшего ощущения динамики – как будто жуешь совершенно безвкусную жвачку и по какой-то непонятной причине не можешь остановиться и выплюнуть ее.
То, что вся эта чудовищная ерундистика подается под соусом «патриотического кино», запросто способно вызвать у восприимчивого зрителя стойкий рвотный рефлекс на само слово «патриотизм». Но самое противное даже не это, а маленькая приписка после названия – «Отражение первое». Страшно подумать о том, что грядут еще два. Хоть бы эти первые «Войны» с треском провалились в прокате, что ли – может, хоть это нас спасет от их продолжения.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001