Поменяем их местами?
Официальный политический сезон закончен. ЗС удалилось на каникулы, многие депутаты, политические деятели и обслуживающие их эксперты находятся на отдыхе (некоторые на заслуженном, некоторые - нет). Но не дремлет федеральный центр. Вслед за милиционерами-"оборотнями" вдогонку, электорату послали весть о новом возможном олигархе-изгое Ходорковском. Я уж не говорю о новой волне терактов. Теперь слово "шахид" в России может стать таким же символом текущего десятилетия, каким стали "ваучер", "приватизация", "киллер" для ревущих девяностых. О грядущей волне терактов мы писали в материале "Трудный май", вдумчивый читатель может вернуться к нему и сравнить тот прогноз с нынешней ситуацией. С "оборотнями" действительно все предельно ясно, т.е. практически наугад выбирается некая группа милиционеров и публично наказывается, попутно решаются, конечно, разные аппаратные и финансовые задачи. Можно было б наказать другую группу стражей правопорядка, можно даже поменять местами сегодняшних наказуемых и наказующих. Все реально в предвыборный год. Это касается и нашего с вами края.Один из по-настоящему аналитически мыслящих участников форума "Политобзора", пишущий под ником "Реалист-мондиалист", регулярно запугивал читающую публику величием нефтяного магната Ходорковского.
Действительно, ЮКОС использовал свой десятый юбилей по полной программе. Народу объяснялось, что под руководством Ходорковского ведутся полномасштабные работы по спасению котят, рождению детей, скорая помощь и пожарная охрана ездят по вызовам только благодаря ЮКОСу. Как выяснилось в процессе интернет-допроса, "Реалист-мондиалист" был персональным участником программ юкосовского благотворительного фонда "Открытая Россия". Ходорковским реально был запущен ряд образовательных программ, велась работа с региональными административными и бизнес-элитами, с ведущими фигурами региональных СМИ в рамках Московской школы политических исследований.
Лекарство от олигархического аутизма
Действительно, казалось, что менеджмент олигархических кланов, доказав свою эффективность на полях экономических сражений, мощно сработает и в области политического и социального строительства. Система отбора в олигархи сложилась и функционировала слаженно, представляя собой правящую касту, попасть в которую можно лишь с согласия остальных ее членов. Важнейшим элементом идеологии этой касты является "нарочитое пренебрежение к людям, находящимся вне олигархических корпораций, к их жизненно важным интересам". Авторы нашумевшего доклада из "Совета по национальной стратегии" предложили прекрасный термин для описания этого идеологического элемента - "олигархический аутизм". Звучит как название болезни. Социальной болезни.Лечить ее предлагается "культурной легитимацией государственности и формированием новой интеллектуальной элиты". Естественно, власть должна находиться в прямом диалоге с интеллектуалами и способствовать возрастанию роли национально ориентированного экспертного сообщества. Все это, по мысли стратегов, должно положить конец социально безответственной политике олигархических кланов. Поверить в это трудно. Реализовать почти невозможно. Потому активизируется прокуратура, спецслужбы получают карт-бланш, СМИ - "госзаказ". Вряд ли национально ориентированное экспертное сообщество сможет регламентировать деятельность олигархов без помощи силовиков. С ними-то понадежнее будет.
Хотя нельзя преуменьшать значение интеллектуалов, объединенных в сообщество. Почему менеджмент олигархов на порядок эффективнее госбюрократии? В госструктурах активно подавляется все, что способно мыслить оригинально, все, что способно мыслить вообще. В нынешней государственной системе интеллектуал лишен права на карьеру, в некоторых случаях ему позволяют прислуживать, но не управлять. Решения власти принимаются не в процессе напряженной интеллектуальной дискуссии с экспертами, а, как и прежде, в бане с девками. А у ФПГ, без всяких сомнений, интеллектуальные кадры имеются и даже специально готовятся, пестуются.
Кто воспользуется "серьезной дырой"?
Если в центре есть кому заниматься и олигархами, и оборотнями, и шахидами, то в регионах база для борьбы с этими явлениями пока отсутствует. По идее, именно президентские полпреды должны были бы возглавить новый крестовый поход. Но полпреды, так и не получившие за три года в свое распоряжение четкой стратегии, вынуждены действовать почти стихийно, творчески осмысляя свою функциональность. В общем, сколько полпредов - столько и моделей "полпредства". Некоторые аналитики говорят о "мобилизационно-силовой" модели Казанцева и Пуликовского, о "политических менеджерах" типа Кириенко, Полтавченко и Латышева, о "дипломатах-стратегах" Драчевском и Черкесове. Очевидно, что весь этот разнообразный полпредский генералитет просто не сможет действовать слаженно, выковыривая недавно назначенных врагами государства политических субъектов из их региональных запасных баз, подвалов и пещер. Неслучайно после прокурорского "наезда" Ходорковский озвучил свой ответ Чемберлену именно в Томске, так сказать, "из глубины сибирских руд" раздалась ответная филиппика полуопального магната.Здесь, впрочем, тоже все понятно - сделал Ходорковский серьезную политическую заявку, не слазил с телеэкранов несколько месяцев подряд - получи ответ, пусть и асимметричный. Все-таки это политика. Хотя и чисто экономические версии случившегося инцидента имеют право на существование. Вот и работай после этого с ФПГ в целях наполнения краевого бюджета, к чему призвал спикер ЗС на итоговой пресс-конференции.
Предвыборная осень, скорее всего, принесет краевым властям неприятные сюрпризы с бюджетом. Опять же, как заявил Александр Усс, принимая нынешний бюджет, ЗС лишь "зафиксировало прошлогодние неутешительные результаты" в надежде на грядущий профицит. Но профицит не появился. А, наоборот, в бюджете выживания появилась "серьезная дыра". Грех такой "дырой" не воспользоваться в гнусных политических целях, видимо, намекает нам Усс. Также спикер отказал в праве называться "продвинутым лесником" мэру Канска Сергею Гурову. Впрочем, и сам Гуров сейчас действительно начинает выходить за тесные для него рамки мэрского и лесного хозяйств. По некоторым данным, Сергей Николаевич решил пойти проторенной дорогой медиа-магната Гусинского и начал активно проникать на красноярский рынок СМИ. Что уже вызвало, мягко скажем, серьезное недоумение у подавляющей части краевого политического класса. В следующих обзорах мы обязательно расскажем подробнее о медийной активности Гурова. Сейчас надо только присмотреться к данному явлению повнимательней.
Павел Клачков