Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Венчурный бизнес: пан или пропал

Венчурный бизнес: пан или пропал

08.07.2003
5

В последнее время у нас много говорят о том, что экономика России должна развиваться в первую очередь на основе высоких технологий, а не за счет сырьевой базы. По мнению ряда ведущих российских экспертов, именно за счет "продвинутых" технологий можно добиться удвоения ВВП, улучшения благосостояния граждан и т.д. Но, как известно, разработка принципиально новой техники - достаточно дорогое удовольствие. И порой финансовые вложения в технологии просто не окупаются.

Рискованное предприятие

В мировой практике для таких, порой, на первый взгляд, "сомнительных" проектов используется венчурное (от английского "venture", т.е. "рискованное предприятие или начинание") инвестирование. Вообще венчурный бизнес для большинства российских граждан малопонятный термин. Его порой путают с благотворительностью.

Как правило, венчурное инвестирование осуществляется в сфере наукоемкого малого и среднего бизнеса, а также в предприятия, чьи акции не обращаются на фондовом рынке. При этом такого рода инвестиции предоставляются без какого-либо залога или гарантий, как в известной поговорке - "пан или пропал".

Венчурные финансы вкладываются в форме инвестиционного кредита, как правило, на срок 5-7 лет. На практике наиболее часто встречается комбинированная форма, т.е. происходит приобретение акций с одновременной выдачей инвестиционного кредита. Вообще, венчурный инвестор не стремится приобретать контрольный пакет акций компании, получающей финансовые вложения. В этом его коренное отличие от "стратегического" инвестора, целью которого является установление полного контроля над предприятием.

Не приобретая контрольный пакет акций, венчурный инвестор надеется на то, что менеджеры компании (а они в мелком и среднем бизнесе, как правило, являются собственниками) будут использовать получаемые денежные средства в качестве финансового рычага для более быстрого роста и развития своего бизнеса.

Целью венчурных инвесторов является не получение прибыли в виде дивидендов на акции, а в росте стоимости компании. Они предпочитают всю полученную прибыль реинвестировать в дальнейшее развитие бизнеса. И после того как стоимость компании вырастает в несколько раз, венчурный инвестор продает свой пакет акций или часть бизнеса, получая при этом значительную прибыль.

Существуют три основных вида венчурных инвестиций, хотя в реальной жизни их значительно больше. Да и основные виды не являются вполне самостоятельными. По сути, они представляют собой этапы реализации всего проекта, от "безумной" идеи до серийного производства конечного продукта.

Первый вид венчурных инвестиций является начальным. Он заключается в финансировании оценки новой идеи, доказательства концепции, и т.д., то есть речь идет о проведении научно-исследовательских работ (НИОКР). Второй вид возникает после того, как успешно проведен НИОКР. Деньги в этом случае привлекаются для проведения маркетинга нового продукта. При третьем - инвестиции идут для расширения объемов производства и сбыта, а также для проведения дополнительных маркетинговых исследований, увеличения основных фондов или рабочего капитала. Четкое разделение вышеперечисленных видов позволяет венчурному инвестору значительно снизить риск по своим вложениям.

Большинство инвестиционных институтов венчурного капитала представляют собой независимые фонды, объединяющие капиталы, как финансовых институтов, так и частных инвесторов.

У этих специализированных институционных организаций, как правило, имеются свои управляющие компании, которые и занимаются размещением капитала. Они ежегодно получают комиссионные в размере до 2-3% от чистых активов. Кроме того, управляющая компания получает до 20% от прибыли фонда. Но этот процент им не выплачивается до тех пор, пока инвесторам не будут полностью возмещены суммы их инвестиций в фонд и оговоренный доход.

Кроме этих профессиональных финансовых посредников на рынке оперируют дочерние структуры крупных корпораций, которые отслеживают новые технологии и вкладывают в них капитал. Для корпораций это является наиболее экономной формой проведения НИОКР. Корпоративные венчурные дочерние структуры, как правило, приобретают акции небольших конструкторско-технологических фирм. В случае такого сотрудничества мелкие фирмы получают определенные льготы. Им открывается доступ к финансовым и иным ресурсам корпорации (маркетингу и каналам распределения). Кроме того, сама корпорация, используя опыт своих специалистов, оказывает техническую поддержку компании более эффективно, чем специализированный фонд венчурного капитала.

История возникновения

Венчурный капитал, как альтернативный источник финансирования частного бизнеса, возник в США в середине 50-х годов. Новый неординарный бизнес начал развиваться в центре современной американской информатики и телекоммуникации - Силиконовой долине.

Первым венчурным проектом стала абсолютно новая идея организации производства кремниевого транзистора. Под проект была создана специализированная фирма с собственным капиталом в 1,5 млн. долларов США. Это и стало началом возникновения нового вида инвестиционной деятельности.

Первый специализированный венчурный фонд был создан несколько позже, в 1961 году. Он имел собственный капитал в 3 млн. долларов США. Практически через несколько лет фонд принес прибыль своим учредителям в размере уже 90 млн. долларов США.

В настоящее время США, несомненно, является мировым лидером по венчурным инвестициям. Наиболее быстрый рост венчурного капитала в США наблюдался в середине 70-х годов, когда правительство разрешило пенсионным фондам использовать до 5% активов на "рискованные инвестиции".

В этой стране действует свыше 660 венчурных инвестиционных институтов. Их капитал формируется за счет средств пенсионных фондов, страховых компаний, а также пожертвований и некоммерческих фондов. Общий размер их вложений достигает 35-40 млрд. долларов США. На этом рынке присутствуют и инвестиции физических лиц с общим объемом до 35 млрд. долларов США. И именно они являются наиболее активной частью этого рынка.

В Европе венчурный бизнес появился в конце 70-х годов. Пионером в этой отрасли стала Великобритания. В 1979 году в развитие перспективных технологий английскими инвесторами было вложено 20 млн. английских фунтов. Но уже к 1987 году общий объем венчурного капитала в стране превысил 6 млрд. фунтов.

На сегодня в 20 странах Европы насчитывается свыше 500 специализированных венчурных фондов и компаний, которые только за последнее десятилетие инвестировали в экономику континента свыше 46 млрд. экю.

Европейская индустрия венчурного капитала отличается от своего американского аналога по двум параметрам. Во-первых, она инвестирует преимущественно в основные сектора экономики, тогда как венчурный капитал США - в новые технологии.

Во-вторых, главными инвесторами европейских фондов венчурного капитала являются банки (за исключением Великобритании), а в США - пенсионные фонды, страховые компании, спонсоры и частные лица.

Вообще основной целью венчурных капиталов Европы является отбор и поддержка европейских компаний с целью превращения их в предприятия мирового класса. До 90% всех инвестиций получают компании, имеющие менее 500 служащих. Каждый год производится от 5000 до 7000 венчурных инвестиций.

В настоящее время в европейский портфель венчурного капитала входят около 20000 компаний, в которые было вложено более 23 млрд. экю. Хотелось бы отметить, что более 15% венчурных средств собраны вне Европы.

Россия

К сожалению, в России сейчас крайне слабо развита венчурная инфраструктура. И причин этому две. Во-первых, российская экономика развивается в последнее время по сырьевому направлению, где инновации не так востребованы. Во-вторых, за последние 10-12 лет в стране значительно уменьшился тот тонкий слой носителей научных знаний и высоких технологий, которым мы все так гордились в советское время. Не секрет, что все наши высокие технологии вышли из военно-промышленного комплекса и академической науки. Сегодняшнее же состояние дел в ВПК и науке всем знакомо. И это состояние можно характеризовать одним словом - разруха.

В целом на фоне взрывного роста наукоемких технологий в ведущих странах мира, эффективность российской технологической сферы выглядит исчезающе малой. Это связано с тем, что сфера науки и технологий требует постоянного обновления технологических знаний и их носителей. В этом ее отличие от сырьевого сектора экономики, где исходный природный материал может храниться практически вечно. Поэтому разговоры о высоком потенциале российской науки имеют смысл только в том случае, если будут найдены пути безотлагательного перевода его в активное состояние.

И не надо обижаться на то, что ведущие зарубежные экономисты по уровню технологического развития относят Россию к своего рода технологическим маргиналам, которые не только не способны создавать технологические инновации, но и воспринимать их.

Если говорить о стратегической перспективе, то выбора у нас особого нет. В течение последних лет в России идет монотонное сокращение разрыва между экспортом и импортом, которое, по различным оценкам, к 2015 году достигнет нуля. Если это случится, то вновь потребуются зарубежные займы, отказ от социальных программ и т.д.

Для изменения этих тенденций нам придется или наращивать сырьевой экспорт, или активизировать масштабное внедрение инновационных продуктов, которые будут экспортироваться за рубеж в виде конкурентоспособного товара. Это позволит нам увеличить экспорт, но уже не за счет сырья, а за счет продукции переработки.

Если рассматривать сырьевой экспорт, то он вряд ли будет расти быстрее, чем мировой ВВП именно потому, что рост всемирного капитала и оценка активов происходит, в первую очередь, за счет продукции опять же высокотехнологичной, а не сырьевой.

Поэтому нашей главной целью на ближайшее время должно стать развитие той промышленности, которая базируется на передовых технологиях. И если венчурные фонды готовы инвестировать средства в российскую инновационную сферу, то нужно менять действующее законодательство, и в первую очередь - налоговое, чтобы оно нормально функционировало. При этом необходимо сделать так, чтобы была возможность хотя бы частично диверсифицировать налогообложение в зависимости от того, куда вкладываются инвестиции.

Виктор Прохоров

Рекомендуем почитать