Водка – напиток исконно русский. И хотя ее производят и в других странах мира, местные разновидности носят иные названия. Международный арбитраж в 1982 году закрепил за СССР приоритет создания водки как нашего оригинального алкогольного напитка и исключительное право на ее рекламу под этим наименованием на мировом рынке. А также был признан основной советский экспортно-рекламный лозунг – «Only vodka from Russia is genuine Russian vodka» («Только водка из России – настоящая русская водка»).
Мы не будем рассуждать о вреде или пользе водки. А вот что продают в наших магазинах – поведаем. Я побывала на закрытой дегустации этого напитка, состоявшейся недавно в Красноярском центре стандартизации и метрологии. Эксперты – специалисты КСЦМ, агентства сельского хозяйства краевой администрации, представители торговых домов и местные производители – оценивали шесть образцов водки, полученных из зернового спирта «люкс».
По бокалам
Дегустаторы пригубляют напиток вовсе не из рюмок, как это принято у нас, «смертных», а из тонкостенных прозрачных бокалов. Но перед тем как «снять пробу», специалисты поднимают их за ножку, наклоняют, смотрят на свет – определяя прозрачность и цвет водки. Следующая стадия – проверка запаха и аромата. Охватывая ладонью нижнюю часть бокала, вращательным движением некоторое время перемешивают напиток. При подогревании и перемешивании ароматические вещества легко испаряются, что важно для определения аромата: нет ли в нем посторонних примесей, резкого излишнего запаха спирта и т.д.
И, наконец, наступает очередь вкуса. Пробуют водку небольшими глотками. Между пробами дегустаторы пьют минералку, едят сыр, оливки – для нейтрализации вкуса.
Высший балл присваивается напитку безукоризненной прозрачности, с блеском, без посторонних примесей и включений. С характерным для водки ароматом, в котором отсутствует запах спирта или других посторонних веществ, с чистым вкусом при отсутствии в нем жгучести, горьковатого или сладковатого привкуса. В идеале образец может набрать 10 баллов. Забегая вперед, скажу, что его не достиг никто. Но оценку «отлично» получили два образца, которым поставили 9,43 и 9,2 балла соответственно. Удивительно, но мнения дегустаторов сошлись по большинству напитков.
С именем президента
Первой дегустировали "Путинку классичесую", названную в честь российского президента. Интересно, как отреагировал на инициативу московского завода «Кристалл» ВВП? Видимо, категоричных возражений не последовало, раз напиток выпускают.
Маркетологи предприятия придумали, было, интересный ход: тот, кто позвонит по горячей линии «Путинки», получит бесплатный тост. Вот так случится, что не с кем выпить, позвонишь, и вроде как собутыльника нашел. По данным «Ростелекома», в 2004 году подобный вид телефонного сервиса по количеству звонков занял третье место после «вопросов президенту» и «срочной психологической помощи». Но антимонопольщики быстро пресекли инициативу, усмотрев, что она «формирует у потребителя интерес к водке». А на заводе на этом не остановились и придумали викторину «Выиграй с «Путинкой», победитель которой ежемесячно получает подарочный набор. Сами понимаете, чего.
Правда, одной любви к водке для победы в конкурсе мало. Надо бы литературу любить. Иначе как ответить на вопросы: «Почему профессор Преображенский не уважал Новоблагословенную водку?» или «Сколько получил от американцев Остап Бендер за то, что сообщил им рецепт пшеничного самогона?». Пусть попробует теперь ФАС углядеть здесь формирование интереса к водке…
Содержимое же бутылки признали неплохим. Некачественной продукции на дегустации вообще не было. Но лидерам водка уступила из-за несколько резковатого вкуса и отсутствия блеска. В итоге 9,16 балла вывели ее на 4-е место.
Выпьем и снова нальем
Не мудрствуя лукаво, производители водки «Вальс Бостон» «украсили» бутылку строчками из одноименной песни Александра Розенбаума. Певец разрешил, надо полагать, небезвозмездно ленинградскому предприятию «ВЕДА» использовать свою песню таким образом. Но поместить собственную фотографию на этикетку отказался, мотивируя тем, что почти не употребляет. И правильно! «Крестница»-то заняла последнее место. Специалисты снизили оценки за аромат: он характерный, но грубоватый. И за вкус – резкий и жгучий. Это единственный образец, получивший оценку «удовлетворительно»: 8, 8 балла. «Настроение Петербурга» – под таким девизом продвигают эту водку. Я понимаю, город большее время года производит унылое впечатление. Но водка-то тут при чем?!
Еще один "Кристалл", только уже калужский, выпускает "Гжелку".
Дегустаторы отметили небольшую слащавость во вкусе. И это у водки-то... м-да. С 9,11 баллами она заняла пятое место. Правда, «подсластить» интерес покупателей пытаются другим – розыгрышем солидных призов: ВАЗ-2110, телевизорами, DVD-плеерами, сотовыми телефонами.
Единственный сибирский производитель, образец которого был представлен на дегустации, – ООО «Омсквинпром». Выпускает водку с поэтическим названием «Пять озер». У нее, напротив, отдаленная ненавязчивая солоноватость. Но это более соответствует нашему представлению об «огненной воде». От своего основного соперника ее отделило 0,02 балла. Набрав 9,18, она заняла третье место. Производители уверяют, что водка изготовлена из чистейшего спирта «люкс» и целебной воды земли сибирской. Веет от этих слов чем-то былинным. А омичи вторят этому настроению: «Живая вода, живая легенда».
А опередила сибирячку водка «Орловского Кристалла» «Мороз и солнце классическая». Как раз по погоде... К ней никаких замечаний: аромат характерный, ярко выраженный, вкус гармоничный, чистый, мягкий, без постороннего привкуса. 9,2 балла – «отличная» оценка и второе место.
И вот, наконец, лидер дегустации: «Арбатская элитная» от столичного производителя «ММВЗ». Члены комиссии единодушно проголосовали за него высокими баллами – 9,43. Они подчеркнули, что у этой водки самый мягкий вкус.
Мы не рекламируем этим материалом водку и напоминаем читателям, что ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ. Но мы за то, чтобы красноярцы потребляли качественный продукт, даже если это водка. Вот задача этого теста.
А вот как прокомментировали свои оценки дегустаторы.
Алексей БООС, специалист отдела стандартизации ФГУ «КСЦМ»:
– Высший балл я поставил водке «Арбатская». У нее самый приемлемый для меня вкус: мягкий, маслянистый. Никаких посторонних запахов в аромате нет. А низшую оценку – «Вальсу Бостон». У него грубый аромат и жгучий вкус.
Татьяна ГОРБУН, начальник лаборатории ОАО «Ярич»: – Наши оценки совпадают. Действительно, «Арбатская» водка мягкая, ничто «не выпирает» в аромате и вкусе. Очень хороший образец. А у ленинградцев уж очень выражен спиртовой вкус и аромат.
Олег ЕВКИН, коммерческий директор ООО «Флагман»:
– «Арбатская» – безусловный лидер. Понравилась также «Путинка», «Мороз и солнце». А вот «Вальсу Бостон» и «Гжелке» я поставил одинаково низкие оценки.
Для тех, кто думает, что водка не портится, сообщаем: срок ее хранения 24 месяца, для водок особых – 12 месяцев со дня розлива. Хранят же эти алкогольные напитки при температуре от -15°С до + 30° С и относительной влажности не более 85%. Крепость на протяжении срока хранения не должна понизиться более чем на 0,2%. Если по окончании срока годности с водкой не произошли видимые изменения, то продукт остается пригодным к употреблению.
* Пьют водку охлажденной, но не до ледяного состояния.
* Она хорошо идет как к горячим блюдам, так и к холодным, как к первым, так и ко вторым. Из однозначных и бесспорных рекомендаций – соленые и маринованные грибочки, селедочка под луком, картофель отварной с каким-либо жирным мясом или рыбой, дичь и копчености. Закуски крайне важны для оценки подлинного значения водки как напитка. Без сытной и солоноватой закуски водка не может раскрыть все свои свойства.
* Особого внимания заслуживает соленый огурец. По словам Антона Павловича Чехова, ученые двести лет бились над проблемой лучшей закуски, но ничего лучше соленого огурца придумать не могли.
Кстати, звание самой дорогой водки в мире делят два российских бренда: «Императорская коллекция «Фаберже» по цене $1 тыс. за бутылку и Kauffman Private Collection Luxury 2002 за $150.