Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Экономическая политика: новые акценты

Экономическая политика: новые акценты

22.07.2003
7

В августе месяце исполняется четыре года со дня начала разработки известной многим красноярцам Программы социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года. Необходимо отметить то, что в целом решение о ее разработке не было очередным популистским ходом администрации Александра Лебедя (в то время являвшимся губернатором края). Это было скоре попыткой поиска путей по выводу региональной экономики из кризисного состояния. Жизнь настоятельно потребовала разработки и проведения конкретных мероприятий по стабилизации ситуации в таком крупном регионе, как Красноярский край.

Тогда краевой властью была поставлена задача об увеличении валового регионального продукта и душевого потребления населения в 1,75-1,8 раза. Заметьте, что это практически за четыре года до знаменитого заявления Президента России об удвоении ВВП.

История вопроса

Следует сказать, что в 1999 году в краевую администрацию от ряда ведущих профильных экономических институтов и центров поступили предложения по разработке долгосрочной программы развития нашего региона со сметной стоимостью проекта в размере нескольких сотен миллионов рублей. Как вы понимаете, для нас это была неподъемная сумма. Поэтому и было принято решение о ее разработке по принципу "народной стройки", когда хозяйствующие субъекты и научные учреждения сами предлагали варианты и пути развития региона.

В силу ряда причин Программа была серьезно рассмотрена только уже при нынешней администрации Александра Хлопонина. В целом она получила достаточно нелицеприятную оценку. Но здесь вина скорей не самой Программы, а конфликта интересов между подходами к ее реализации. Краевые власти были заинтересованы только в тех проектах, которые могли реализоваться в пределах срока губернаторских полномочий. В результате Программу направили на доработку.

Вновь к ней вернулись уже 17 июля текущего года. Ее обсуждение прошло на президиуме Губернаторского совета края. Выбор столь неудобного времени (многие находятся в отпусках) не случаен. Аналогичные мероприятия в настоящее время проходят и в других регионах страны. Это связано все с тем же известным заявлением Президента России Владимира Путина об удвоении ВВП страны в течение ближайших десяти лет. А так как его увеличение напрямую связано с удвоением региональных валовых продуктов в субъектах федерации, то это все многое объясняет.

Вообще, президентский тезис о росте ВВП в значительной мере сместил акценты в нашей региональной Программе. В ней появился ряд новаций. Главной из них является то, что признано ошибочным перераспределение работоспособного населения из производственной в бюджетную сферу. Теперь основные финансовые вложения будут вкладываться в сферу реальной экономики. В результате, по всей видимости, будет в значительной мере урезан ряд социальных программ для жителей края.

К этой новации нельзя относится однозначно. С одной стороны, при скудности инвестиционных средств и дефиците бюджета краю необходимо создавать новые источники доходов. Для этого необходимо провести модернизацию существующих производств, строительство новых предприятий, развитие сельского хозяйства, освоение природных богатств и т.д. И с этим никто не спорит. Без этого у края нет будущего.

С другой стороны, отказ от социальных программ негативным образом скажется на жизни практически каждого жителя края. Не секрет, что из около трех миллионов жителей нашего региона каждый третий является пенсионером, каждый четвертый из работающих получает ту или иную социальную помощь. И все это без учета детей, которые также имеют отношение к различным социальным программам.

Вот и получается как в той поговорке: мы забываем про "овраги". И эта ситуация очень напоминает советский период времени, когда за счет граждан решались стратегические и тактические задачи государства. Но тогда была другая экономическая ситуация и другие люди. Сможет ли Александр Хлопонин за оставшийся губернаторский срок повысить уровень жизни населения, одновременно урезая и без того скудную помощь государства наиболее обездоленным жителям края? Это большой вопрос.

Пути роста

В краевой Программе основной упор сделан на перестройку именно технологической структуры экономики на основе комплексного использования всех сырьевых ресурсов, самообеспечения продовольствием и основными видами промышленных товаров и услуг за счет опережающего развития высокотехнологичных производств, освоения ресурсосберегающих, экологически чистых технологий и т.д. При этом базой роста, по мнению разработчиков, является загрузка (хотя бы на 60%) имеющихся производственных мощностей, что само по себе должно обеспечить рост ВРП практически в два раза. Это в свою очередь позволит увеличить более чем в два раза и уровень потребления на душу населения края.

Но здесь не все так просто. Загрузка мощностей потребует значительно больших денежных средств (уже не говоря о поиске потенциальных покупателей продукции), чем планируется. В качестве примера можно привести очень схожую с нашей ситуацию, которая сложилась в военно-промышленном комплексе России. Там при увеличении объема государственного оборонного заказа с 52 млрд. рублей (в 2001 году) до 79 млрд. рублей (в 2002 году) не произошло роста производства в натуральном выражении. ВПК пришлось столкнуться с необходимостью начать производство ранее выпускаемых изделий практически с нуля. Это привело там к кратному увеличению издержек. Поэтому чисто механическая загрузка мощностей достаточно проблематична и затратная.



Негативное влияние на общеэкономическую ситуацию оказывает и рекордное количество банкротств на территории региона. Не секрет, что в последние годы мы лидируем по этому показателю не только в Сибирском федеральном округе, но и в целом по России. Если сравнивать нас с соседями, то в 2002 году в Красноярском крае проходили процедуру, связанную с банкротством, 3863 (в 2001 году - 2417) юридических лиц, в Иркутской области - 1246 (174), Кемеровской - 853 (352), Томской - 3322 (760), Омской - 2224 (1262). Эти юридические лица фактически выпадают из хозяйственного оборота регионов. И они не только не пополняют доходные части бюджетов своих субъектов федерации, но и снижают темпы роста РВП.

Поэтому думается, что в промышленности следует выделить только узловые проблемы, требующие поддержки на краевом уровне. Это позволит при ограниченных ресурсах обеспечить необходимые структурные сдвиги. При этом оставшаяся часть экономики будет иметь ресурсы для решения повседневных задач, опираясь на обычные рыночные механизмы. Например, такие, как освобождение от уплаты части налогов, рассрочка и отсрочка налоговых платежей (до 6-12 месяцев), предоставление налогового кредита (до одного года) и т.д.

Одновременно с этим необходимо проведение полномасштабной реструктуризации действующих производств. Для этого следует использовать различные механизмы, основанные как на административных, так и на финансовых и сырьевых ресурсах.

Финансовый рынок

Новацией в Программе являются предложения и по финансовому рынку. В частности, глава города Красноярска Петр Пимашков предложил создать банковский пул для обслуживания денежных потоков муниципального и краевого бюджета, а также создать систему расчетно-кассового центра по коммунальным платежам в ЖКХ (только в Красноярске они составляют около 9 миллиардов рублей). При этом часть остатков на счетах, по мысли авторов, должна использоваться на кредитование промышленности и малого бизнеса, на ипотечное кредитование жилищного строительства.

Идея сама по себе неплохая. Все жители краевого центра платят за жилье только в определенных местах, как в банковских, так и не в банковских учреждениях (порой достаточно далеко от места жительства). Это неудобно. Но для того чтобы весь город обслуживать по платежам ЖКХ, согласно плану главы города, потребуется создать в Красноярске не менее 120-150 банковских допофисов (отдельные выносные банковские пункты). Для этого понадобится только в качестве одноразовых затрат не менее 250-300 млн. рублей. Не думаю, что кто-то из местных банков на это пойдет.

Что касается идеи по учреждению "народного" акционерного банка, то она вообще абсурдна. Для создания кредитного учреждения необходим уставный фонд в размере 5 млн. евро (со сроком регистрации в Банке России в течение 1-1,5 года). Покупка же действующего кредитного учреждения обойдется в несколько раз дороже.

Кроме финансовой стороны дела здесь имеется и моральная. У нас уже имелся своей "городской" банк (СИНТО-банк), где обслуживались муниципальные предприятия. После его краха пострадали все юридические лица и в первую очередь сам городской бюджет. Потери составили сотни миллионов рублей. Как говорится, наступаем вновь на грабли.

Конечно, не все проблемы региональной экономики мы обсудили. Круг рассматриваемых вопросов значительно шире. И они все должны быть тщательно изучены. Но все же думается, что основные положения Программы должны быть увязаны не только с нашими региональными проблемами, но и проблемами общегосударственными. А она у нас одна. Это повышение уровня жизни населения. И других задач у нас просто нет.

Виктор Прохоров

Рекомендуем почитать