После «Трактирщицы» очередной антрепризный спектакль с участием Валерия Гаркалина вызывал у меня самые худшие опасения. Но они не оправдались. «Чонкин» В. Войновича в постановке Алексея Кирющенко оказался на редкость искрометной комедией. Что оценил и сам автор романа.
«Это смешнее, чем я написал», – признался писатель, посмотрев в 1991 году тогда еще дипломную постановку Кирющенко. Сегодня столичные критики говорят, что этот режиссер ставит в Москве самые смешные спектакли. Его комедийное дарование могут оценить и люди, далекие от театра: Алексей Кирющенко – один из постановщиков популярного сериала «Моя прекрасная няня».
В «Чонкине» Кирющенко – мастер на все руки, – он не только режиссер и актер, но и автор инсценировки романа. А также – ее сценического и музыкального оформления. Сценография по-антрепризному лаконична, но это ей не в упрек. Декорации, будь то самолет-трансформер Чонкина или деревенский штакетник, многофункциональны, обыгрываются по максимуму. Равно как и актерский состав – у каждого здесь по две-три роли.
Большую часть зрителей на «Чонкина» явно привлекает имя Валерия Гаркалина. Хотя он играет здесь и не центрального персонажа – появляется лишь во втором действии в роли капитана НКВД Афанасия Миляги. Другие артисты, хоть и засветились в кино, не столь раскручены. Анатолия Гущина (Чонкин) кто-то вспомнит по фильмам «Егерь» и «Звезда», Андрея Батуханова (Сталин М. С. и Афродита) – по драме Ивана Дыховичного «Вдох-выдох», а Илью Бледного – по фильму «Попса» и рекламе «Нескафе». Но на сцене они нисколько не уступают своему звездному коллеге. А во многом даже смотрятся гораздо интереснее и естественнее – Гаркалин, к сожалению, слишком уж откровенно играет на публику. Местами и вовсе переигрывая – все те же ужимки и гримасы, наработанные штампы, знакомые по другим его антрепризным работам (кто видел ту же «Трактирщицу» – поймет). И только умелая режиссура Алексея Кирющенко не позволяет превратиться происходящему в шоу одного актера.
Объясняя свое желание перенести на сцену «Чонкина», режиссер назвал роман Войновича «энциклопедией советской цивилизации, запечатленной в нелепых персонажах и абсурдных перипетиях. Я не знаю другого современного романа за последние полвека, который рассмешил бы весь мир». По сюжету рядового Чонкина забрасывают в деревню, чтобы стеречь потерпевший аварию самолет. После ряда анекдотичных ситуаций недоброжелатель пишет на него в НКВД анонимку, что оборачивается очередными забавными недоразумениями.
Кого-то юмор «Чонкина» может и оттолкнуть – слишком уж много здесь неблагозвучной лексики. Но произведение Войновича именуется роман-анекдот – а какой русский анекдот без соленых словечек! В первом действии вообще все вертится вокруг, пардон, дерьма: селекционер-самородок Кузьма Матвеевич Гладышев (которого, кстати, играет сам Кирющенко) использует его как материал для всех своих опытов. Будь то удобрение для гибридного растения ПУКС (что расшифровывается как «путь к социализму»!) или один из компонентов для самогона. Когда Гладышев с серьезным видом раскрывает Чонкину секрет забористого напитка («берешь кило дерьма на кило сахара»), в зале все уже просто рыдают от хохота.
И подобных сцен в спектакле полно. Режиссер объединил в своей постановке самые смешные эпизоды романа. Абсурдность сюжета успешно дополняется комичностью лексики, мастерски обыгранной актерами, – здесь многое строится на игре слов. Возможно, кто-то из красноярцев вспомнит спектакль Заполярного театра драмы по этому роману в инсценировке Юлия Кима. Но если в норильском «Чонкине» у режиссера Александра Зыкова смешное переплетается с трагичным, то у Алексея Кирющенко получилась уморительная комедия. Как сказал о своем герое Валерий Гаркалин, «роль Миляги дает возможность посмеяться над тупостью – моего персонажа и моей собственной». Последнее, пожалуй, могут сказать о себе и зрители, побывавшие на спектакле.
Елена Коновалова
фото Андрея Петрова