Главная
>
Статьи
>
Джаз банда, Антон Соя

Джаз банда, Антон Соя

20.01.2009
12

«Сегодня он играет джаз, а завтра родину… что?» — лукаво спрашивает у своегоАнтон Соя http://soia.spb.ru/component/option,com_rsgallery2/Itemid,205/ читателя Антон Соя. «Продаст?», — с надеждой спрашивает читатель. «Ну, что вы, неееееет!, — лукаво усмехается в ухоженную бороду автор. — Спасёт, спасёт!»

Транспарант про джаз и «спасёт» и правда буквально появляется в книге, в качестве задника на концерте главных героев «Джаз банды» — безбашенного джазового оркестрика, на деле соединившего в себе оба смысла слова «банда». В этой лихой фантасмагорической повести банда джазменов под предводительством саксофониста Пастуха держит в железном кулаке небольшой городок Южноморск. Здесь вкус к хорошей музыке (то есть, к джазу) насаждается девятимиллиметровой волей, порядок поддерживается примерно также. А заезжающие в город попсовые артисты, от юмористов «Аншлага» до Верки Сердючки (в книжке прописанной как Варька Злючка) подвергаются жесточайшим публичным издевательствам (например, группу «Звери» садят в клетки и так далее). А когда волею судеб в соседний курортный городок Беленджик заезжает кумир Пастуха, певица Алиса Дулина, ранее певшая джаз, а потом продавшаяся попсе, Пастух, растревоженный этой неожиданной встречей, едет вслед за ней в Москву. И за какую-то неделю вся банда столь же варварски прививает народную любовь к джазу и в столице тоже.

Сама центральная идея «Джаз банды» — хороший вкус в массовом порядке может установиться только при помощи грозных бандюков с большими пистолетами — вроде бы весьма остроумна. У Сои вообще довольно тонкое чутье на всяческие фантасмагорические ситуации — не раз и не два за время чтения «Джаз банды» возникает мысль, что из этой повести могла бы выйти отменнейшая телевизионная комедия абсурда. С энергией, с драйвом, с правильной безуминкой (чего стоит одна только сцена, в которой Пастух, оказавшись в Кремле, дирижирует кремлевским оркестром при помощи пистолета, из которого он вообще-то всё это время пытается пристрелить скрывающуюся среди декораций Сердючку, тьфу ты, Злючку).

Местами автор, правда, чересчур увлекается выписыванием навязчивых тематических параллелей со знаменитым утесовским фильмом «Весёлые ребята». Вплоть до сочинения отдельной истории о конфискации Пастухом и его бандой целого зоосада разных домашних животных непосредственно перед грандиозной вечеринкой, и делает это исключительно ради возможности воспроизвести шутку с живым поросёнком, в которого на столе воткнули вилку. Но это не такая уж проблема — в конце концов, у нас наросло уже как минимум пара-тройка поколений, которые про этот фильм и знать не знают.

Книга могла бы быть просто замечательной, да вот беда — при всей своей остроумности и энергичности «Джаз банда» написана таким языком, что хоть плачь. В выходных данных числятся сразу два редактора и два корректора — и если к последним вопросов вроде бы нет, то к первым их на каждой странице возникает по несколько. «Он громко швырнул свой вопрос в атмосферу комнаты», «… и снова устремила свой взгляд на стол, кишащий грязной посудой, початыми бутылками и остатками еды», «рядом с Пастухом дремал Пузцо, сладко посапывая, как огромный кот-пылесос». Процентов на 60 «Джаз банда» состоит из таких вот неловких, непродуманных и попросту неудачных фраз, от которых возникает стойкое ощущение, что книга была написана ровно за то же время, каковое потребовалось для её набора на компьютере. Лучше бы уж, правда, сразу экранизировали.

 

«Лас-Книгас»Книги для обзора предоставлены книжным гипермаркетом «Лас-Книгас»
г. Красноярск, ул.Сурикова, 12
тел.2-59-08-30
сайт www.top-kniga.ru

 

Дж. Стомпер

Рекомендуем почитать