Знаете ли вы, что дети из семей с низким социально-экономическим статусом в среднем приходят в школу с меньшим словарным запасом, чем дети из семей с высоким социально-экономическим статусом. Эта разница начинается совсем с юного возраста. Разрыв увеличивается до четырех лет и потом остается более-менее постоянным до конца обучения в школе. В то же время словарный запас один из залогов успешной учебы.
Получается, что раннее детство это критический возраст для обучения. В принципе это и так всем известно. В ряде исследований показано, что в семьях с высоким социально-экономическим статусом родители разговаривают с детьми больше, используют в своей речи больше слов и более сложные фразы. Это одна из причин наблюдаемой разницы.
А вот ученые из университета Чикаго задали себе вопрос — а как насчет совсем юного возраста, когда ребенок и родители больше общаются жестами, чем словами. В пятидесяти семьях они наблюдали за детьми сначала в возрасте чуть больше года и потом, когда им исполнилось 4.5 года.
В среднем ребенок в возрасте 14 месяцев за полтора часа общения использует 21 различный жест. Исследование четко показывает, что в этом возрасте во время общения, дети, использовавшие больше жестов, также использовали больше различных слов. К тому же, чем больше разных жестов использовали их родители, тем больше жестов было и в арсенале детей. Социально-экономический статус определяли по уровню образования родителей и их среднегодовому уровню дохода. И здесь была показана зависимость.
Чем выше статус — тем больше жестов используют и родители, и дети в общении. Но самое интересное это то, что в этом возрасте на словарь детей не влияло количество используемых родителями слов. Скорее всего, мозг ребенка в этом возрасте не может вместить слишком много информации. В этом случае использование жестов дополнительный источник информации. И, как оказывается, очень важный. Когда ученые сравнили словарный запас детей в возрасте 54 месяца с их запасом жестов в возрасте 14 месяцев, то оказалось, что они связаны. То есть словарный запас был выше как раз у тех детей, которые использовали больше жестов.
Получается очень простая цепочка. Чем активнее родители общаются с детьми с помощью жестов, тем больше жестов в запасе у малыша, и тем лучше он их использует. Привычка использовать жесты облегчает его обучение. Уже к четырем с половиной годам его словарный запас сильно отличается от сверстника, не научившегося общению всеми доступными способами. И как показывает практика, немногие потом способны ликвидировать этот разрыв, заложенный в детстве. Так что кричать «Помаши маме ручкой» надо не когда вашего «малыша» забрали в армию, а лет на семнадцать пораньше.