Общежития Красноярска могут превратиться в хосписы.
На сегодняшний день в Красноярском крае жилищный фонд общежитий составляет 1,7 млн квадратных метров, причем около половины его приходится на краевой центр. Общежития как жилищный институт призваны решать проблему временного проживания людей, пока они ждут улучшения жилищных условия. Однако попав в эту систему, человек не только рискует растянуть это время до бесконечности, но также практически утрачивает свои права.
Игра на доверии
Одним из самых заметных конфликтов, разворачивающихся вокруг общежитий, стал скандал с выселением жильцов дома по ул. Борисова, 12, в котором по сей день не поставлена точка.
Немного истории. Здание по Борисова, 12 (бывшее общежитие Красноярского государственного аграрного университета), долгое время находилось в полуразрушенном состоянии. В 1998 руководство КрасГАУ принимает решение о проведении капитального ремонта и переоборудовании общежития под жилой дом для сотрудников университета. Своих денег у вуза не хватило, и тогда был брошен клич среди его работников. 52 члена коллектива университета откликнулись и приняли участие в этой работе, проинвестировав в ремонт объекта в общей сложности около 600 тысяч рублей, что в ценах 1998 года весьма существенные деньги. В 1999 году работы были завершены и одно-двухкомнатные квартиры, в которые объединялись комнаты общежития, должны были впоследствии перейти в собственность этих людей. При этом сам ректор университета Николай Цугленок гарантировал принявшим участие в ремонте оформление всех правоустанавливающих документов. Люди поверили ректору и требовать немедленного оформления отношений не стали. Подобная легкомысленность аукнулась им в 2005 году, когда на уровне ректората КрасГАУ было принято решение об освобождении жилых помещений. Причем никаких документов — ни подтверждающих, что собранные людьми деньги были потрачены на ремонт, ни о переводе общежития в разряд жилого дома — оформлено не было. В итоге сегодня под угрозой выселения находится около 180 жильцов этого дома, в суд подано 15 исковых заявлений к КрасГАУ.
— Этот пример, к сожалению, является рядовым для Красноярска, — рассказывает уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов, — тотальное нарушение прав людей в общежитиях стало уже привычным.
На сегодняшний день общежития находятся в нескольких формах собственности — частной, муниципальной и собственности предприятий. Если с предприятиями все более-менее гладко, то в частных и муниципальных общежитиях есть ряд проблем.
Частный вопрос
До периода тотальной приватизации достаточно большая часть общежитий принадлежала разного рода предприятиям, играя непоследнюю роль в обеспечении функционирования их социальной системы. Человек устраивался на работу и получал комнату, впоследствии он вставал в очередь на жилье и улучшал свои условия жизни. Вся эта стройная и отлаженная система рухнула в 90-х годах прошлого века, когда общежития практически за бесценок стали уходить в частные руки. Причем законодательная ситуация, складывающаяся вокруг этих объектов такова, что жилищные правоотношения жильцов регулируются в большей степени собственником, нежели жилищным законодательством.
— В таких общежитиях сегодня живет достаточно большое количество людей, — рассказывает Денисов, — и так получилось, что они практически лишены всяческих прав. Например, они не могут получить прописку, из чего вытекают проблемы с получением медицинских услуг, постановки на очередь нуждающихся в социальном жилье. Плюс к этому благоустройством общежитий их собственники практически не занимаются. Фактически сегодня люди, проживающие в общежитиях частной собственности, становятся заложниками сложившихся обстоятельств и прихотей владельца здания.
Ярким примером такого подхода стала прошлогодняя эпопея с выселением жильцов общежития, которое нуждалось в капитальном ремонте, на ул. Парижской Коммуны. На этом объекте произошло отмокание грунта и как следствие подвижки фундамента.
— Этого можно было бы избежать, если бы собственник в достаточной мере следил за состоянием дома и коммуникаций, — категоричен Денисов.
По итогу в руках владельца оказалось предписание о выселении людей из аварийного дома, потому что провести необходимый ремонт без этого невозможно. Ситуация, кстати, обнажила еще одну проблему — отсутствие в городе маневренного фонда для переселения людей из аварийного жилья на время ремонта или при стихийных бедствиях.
— Однако выселение без переселения — это еще не все проблемы, — рассказывает Денисов, — нам известны случаи, когда после выселения жильцов из общежития собственники стараются перепрофилировать его в жилой дом, а то и гостиницу закрытого типа, чтобы после проведения ремонта получать соответствующую прибыль — и уже не с малоимущих, а с людей со средним и выше достатком.
Достаточно давно уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин и его аппарат пытаются инициировать принятие в Госдуме закона об отмене срока давности для рассмотрения дел о приватизации общежитий в начале 90-х годов. Причем надо понимать, что это не попытка пересмотра или тем паче отмены результатов приватизации — это попытка защитить права граждан РФ, нарушенные при этой приватизации.
Еще одной весьма острой проблемой общежитий является оплата коммунальных услуг, которая, как правило, выше, чем в благоустроенных домах. Справедливости ради стоит отметить, что это проблема существует не только в общежитиях, находящихся в частной собственности.
— Мы часто сталкиваемся с тем, что даже в объектах муниципальной собственности людям на их настоятельные просьбы отказывают в предоставлении расшифровки по коммунальным платежам, — рассказывает Денисов, — если же люди слишком активно отстаивают свои права, их начинают шантажировать выселением.
Собака на сене
Несоответствие коммунальных платежей реальным их расходам лишь одна, и не самая острая проблема, встающая перед обитателями муниципальных общежитий, которые, по сути, вынуждены жить в условиях, сходных с крепостным правом.
— Проблема заключается в том, — рассказывает Марк Денисов, — что люди, поселившись в общежитиях, устроились на работу в муниципальные учреждения, в надежде когда-нибудь улучшить свои жилищные условия, но фактически оказались в ситуации, когда для сохранения места в общежитии вынуждены работать за нищенскую зарплату.
Причем уже в ближайшее время Красноярск может столкнуться с очень серьезной проблемой, связанной с выходом на пенсию большого количества проживающих в муниципальных общежитиях — они начнут утрачивать трудовые отношения с муниципальными предприятиями и, соответственно, надежду на собственное жилье.
— Конечно, по закону они не теряют право на это жилье, — говорит Денисов, — но надо пойти еще дальше — если человек 20—25 лет отработал, например, в медицинском учреждении за мизерную зарплату, надо разрешить ему приватизировать эту комнату. Тогда у него появится возможность взять какой-то кредит, подкопить, обменять ее. В противном же случае через несколько лет муниципальные общежития превратятся в эдакие хосписы, анклавы нищеты, где люди будут доживать свой век. К тому же, эти общежития ведь находятся в удручающем состоянии — средств на подержание этого фонда в приличном состоянии вечно не хватает. Если же разрешить людям приватизировать комнаты, они все отремонтируют и починят, а так получается, что и людям не отдаем, и сами не ремонтируем.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск»
фото Натальи Барановой