На московской сессии Всемирного экономического форума, состоявшейся в начале октября, Президент России Владимир Путин вновь заявил о необходимости выбраться из-под так называемого «теплового одеяла нефтедолларов» и развивать в стране промышленное производство. Этот президентский тезис в ходе обсуждения развили ведущие российские ученые и предприниматели. Они высказали мнение, что эффективное развитие экономики страны на ближайшую перспективу и удвоение ВВП возможно только при условии, если увеличение производства произойдет в тех отраслях, которые уже сегодня дают основную часть внутреннего валового продукта России.
Особые условия
Общеизвестно, что современная экономика России во многом определяется природно-климатическими факторами. Значительная часть промышленных предприятий находится в зоне Крайнего Севера и приравненных к ним природным зонам. Это, в свою очередь, вызывает повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на производственные нужды, что делает отечественную промышленность достаточно энергоемкой и неконкурентоспособной на мировых рынках.
Статистические данные говорят о том, что энергетическая доля в себестоимости российского товара составляет от 20 до 50%. Все это позволяет сделать вывод, что энергетика сейчас, да и в обозримом будущем - основной регулятор, стимулирующий или тормозящий промышленный рост в стране.
Необходимо отметить, что тезис о важности данной отрасли для экономики государства понимали и в советский период времени. Энергетика, наравне с космосом и военно-промышленным комплексом, являлась одним из величайших достижений СССР. Именно тогда и был создан единый энергетический комплекс, который позволил развивать не только отдельные отрасли хозяйствования, но целые малообжитые территории, в том числе Сибири и Дальнего Востока.
После распада СССР за короткое время были нарушены энергоперетоки между макрорегионами, начались перебои в поставках топлива на тепловые станции и т.д. Например, магистральные ЛЭП сверхвысокого напряжения 1150 кВ, которые проходили через Казахстан, перешли в собственность другого суверенного государства. В результате оказалась разорванными восточная и западная части единой энергетической системы России.
Перед Россией остро встал вопрос создания собственной национальной энергосистемы. Ее фундаментом стало Российское акционерное общество «Единая энергетическая система России» (РАО «ЕЭС России»), которое было учреждено в 1992 году. Территориально все энергообъекты в России были объединены в семь укрупненных энергетических зон, в каждой из которых были созданы представительства РАО «ЕЭС России», в том числе в Москве («Центрэнерго»), в Санкт-Петербурге («Севзапэнерго»), Пятигорске («Южэнерго»), Самаре («Волгаэнерго»), Екатеринбурге («Уралэнерго»), Красноярске («Сибирьэнерго») и Хабаровске («Востокэнерго»).
Энергия Сибири
Следует отметить, что в группе объединенных энергосистем одно из ведущих мест по праву заняло «Сибирьэнерго». По обслуживаемой территории оно занимает первое место (протяженность с запада на восток более 4 тыс. километров и почти 1 тыс. километров с севера на юг). По таким критериям, как установленная мощность электростанций (45138,1 тыс. кВт/час) его показатели уступают только «Центрэнерго».
В целом же энергетика Сибири имеет свои особенности: до 50% всей электроэнергии производится на гидроэлектростанциях, с минимальной себестоимостью. Но работа ГЭС и, соответственно, выработка энергии напрямую зависит от заполнения водохранилищ.
Кроме того, в летнее время энергии вырабатывается больше, чем объективно необходимо, так как агрегаты гидростанций в этот период работают на обеспечение судоходства, лесосплава и удовлетворение требований рыбоохраны. В условиях многоводных летне-осенних паводков нередки холостые сбросы воды, что связано с прямыми потерями, которые в отдельные годы достигают 3—5 и более млрд. кВтч. При этом полезное использование избыточной паводковой энергии невозможно из-за отсутствия мощных линий электропередач в другие регионы страны.
В летнее время недогружаются тепловые станции в связи с избытком дешевой энергии, вырабатываемой ГЭС. В результате коэффициент использования установленной мощности ТЭС в этот период снижается до 18—20%.
Остро стоит вопрос, связанный со старением основных фондов. Давно исчерпали нормативный срок эксплуатации агрегаты Иркутской и Братской ГЭС. Более 30% тепловых мощностей уже отработало свой энергоресурс («Кузбассэнерго» - Беловская, Томь-Усинская и Южно-Кузбасская ГРЭС, а «Красноярскэнерго» - Назаровская ГРЭС). Более 50% паркового ресурса выработало оборудование тепловых электростанций «Омскэнерго», «Томскэнерго», «Новосибирскэнерго». Поэтому на сегодня одной из основных проблем является модернизация основных фондов и привлечение инвестиций.
В целом для модернизации генерирующих мощностей объединенной энергосистеме Сибири требуется не менее 3 млрд. долларов США, а на замену устаревшего оборудования и того более. Для завершения строительства объектов, уже освоенных по капиталовложениям на 30—50%, необходимо не менее 2,4 млрд. долларов США.
Существуют значительные проблемы и с перетоком электроэнергии из Сибири в другие объединенные системы. Из-за низкой пропускной способности линий электропередач, связывающих Сибирь с Уралом и Дальним Востоком, компания работает практически изолированно от ЕЭС России. Уже сейчас понятно, что необходимо опережающими темпами развивать как внутрирегиональные, так и межрегиональные электросетевые связи.
Опять реформа
Как известно, в стране уже давно обсуждается вопрос о реформировании отечественной энергетики. Предполагается, что на первом этапе произойдет разделение энергетической отрасли на два сектора: рыночный и монопольный. В рыночном секторе все операции купли-продажи будут производиться по свободным ценам. В монопольном секторе цены будут регулироваться. Почему такие сложности?
На самом деле все очень просто. Переводить сразу всю энергетику на свободные цены нельзя, так как энерготарифы могут сразу пойти «вверх». Поэтому было решено сначала обкатать новую рыночную модель на небольшом количестве потребителей.
Затем, уже на втором этапе, когда все субъекты рынка научатся существовать в конкурентной среде, будут меняться соотношения между двумя секторами, до полной ликвидации монопольного.
На региональном уровне произойдет разделение энергетических акционерных обществ на генерирующую, сетевую и сбытовую компании. Предполагается, что в рамках рынка (а может быть, и рынков) электроэнергии будут сформированы группы гарантирующих поставщиков, на чьи плечи и ляжет обязанность по страхованию и обеспечению надежного энергоснабжения населения в переходный период.
Необходимо отметить, что существует два основных подхода к созданию энергетического рынка. В первом случае предполагается, что он будет общероссийским, без деления на региональные сектора. Эту позицию поддерживают представители РАО «ЕЭС России».
Во втором случае, в ряде регионов, в том числе и Красноярском крае, предлагаются создать собственные рынки, на которых местные предприятия будут приобретать электроэнергию, а излишки затем будут продаваться в соседние регионы. Каждая из этих позиций имеет свои плюсы и минусы. Если развитие пойдет по первой схеме, то энергетики получат дополнительные доходы, которые будут направлены на модернизацию отрасли.
В случае реализации второго варианта, местные производители получат дешевые энерготарифы, что сделает их товары конкурентоспособными. Но одновременно с этим, в соседних регионах энергетическая доля в себестоимости произведенных товаров резко возрастет, то есть сделает их менее конкурентоспособными.
Все было бы хорошо, если соседи являлись суверенными государствами. В нашем же случае может пострадать вся экономика страны.
Поезд ушел?
Надо сказать, что обсуждение энергетической реформы совпало с обсуждением проекта Программы социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года. Но как-то так получилось, что в этом стратегическом для края документе развитию энергоотрасли региона уделено очень мало внимания. При этом исключительную важность данного вопроса в крае не оспаривают ни государственная власть, ни предпринимательские круги.
А ведь существуют достаточно глубокие проблемы, которые не очень бросаются в глаза. Можно привести простой пример, связанный с так называемым мифом об избыточности сибирской энергосистемы. Так, зимой при максимальных нагрузках в крае практически отсутствует эксплутационный резерв мощностей. То есть тот резерв, который можно в любой момент использовать для покрытия возникшего энергетического дефицита. А он может возникнуть в случае любой крупной аварии в энергосистеме.
В принципе, существует три варианта его покрытия. Во-первых, за счет энергоперетоков из других регионов, но возможные поставки с Урала могут компенсировать не более 3 % от общего объема потребления.
Во-вторых, за счет дополнительного использования возможностей ГЭС, то есть увеличения сброса воды. Но тогда, в случае маловодного лета, воды в водохранилище может оказаться слишком мало. С другой стороны, в результате излишнего сброса появится опасность подтопления водозаборов по всему Енисею, а значит, могут возникнуть перебои с водой на гражданских и промышленных объектах. Кроме того, по Красноярскому морю нельзя будет передвигаться ни людям, ни транспортным средствам, так как там осядет лед, и возникнут опасные трещины.
И наконец, в-третьих, за счет создания резерва на тепловых станциях. Такие технические возможности на территории края имеются. При создании и постоянном поддержании такого резерва возникает необходимость в дополнительном использовании угля. Вот тут-то и возникает основная проблема.
Кто за дополнительный резерв будет платить? Конечно, его можно включить в тариф, но потребители сразу возмутятся. Плательщиком может выступить и бюджет края, так как в принципе региональная власть выступает своего рода гарантом стабильности. Но здесь свои трудности - бюджет не резиновый.
Понимая серьезность проблемы, энергетики Сибири подготовили ряд предложений, в том числе и по созданию вышеуказанного резерва мощности, и по альтернативным источникам теплоснабжения предприятий, и по формированию льготных условий для потребителей, внедряющих энергосберегающие технологии. Но пока администрация Красноярского края на эти инициативы не отреагировала. А ведь суровая зима не за горами.
На мой взгляд, именно эти предложения достаточно логично ложатся в проект Программы социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года, так как их реализация не только сможет обеспечить устойчивость всего энерго- и теплоснабжения региона, но и создать задел для дальнейшего развития всей краевой промышленности.
В заключение можно сказать, что, несмотря на все сложности, Сибирь и в дальнейшем будет занимать особое место в развитии не только энергетики страны, но и всей экономики России. И про это забывать не надо.
Виктор Прохоров