Режиссер — Джеймс Кэмерон
В ролях: Сэм Уортингтон, Сигурни Уивер, Зои Салдана, Стивен Лэнг, Джованни Рибизи, Мишель Родригес, Джоэл Мур, Уэс Стади
Продолжительность — 166 мин
Сначала о главном — непременно пойду ещё раз. И буду истово, отчаянно надеяться, что со следующим своим фильмом Кэмерон не станет тянуть ещё 12 лет. Да, друзья — весь тот шум, который стоял вокруг «Аватара» всё это время, был совершенно оправдан.
Возможно, Кэмерон и правда загнал сам себя в ловушку совершенно фантастических ожиданий, уйдя после «Титаника» в тень на целых 12 лет. «Аватар» все эти ожидания, может, и не превосходит, но, как минимум, выходит им навстречу с гордо поднятой головой.
На этой без шуток могучей, сбивающей с ног картине первые часа полтора проводишь с честно открытым ртом и распахнутым сердцем — как в самый первый раз, когда череда цветных картинок на экране всколыхнула вдруг что-то не очень понятное, но восторженное в детской душе. Созданный Кэмероном на компьютере мир планеты Пандора действительно поразителен — кажется, ещё никогда полностью искусственная, созданная с нуля толпой аниматоров среда не смотрелась на экране настолько естественно. Доходит до смешного — когда в мир Пандоры вторгаются люди, именно они в первую очередь смотрятся немного нелепо и ненатурально на этом живописном фоне. То есть, все разговоры о том, что Кэмерон вытянет этим фильмом кинотехнологии на какой-то новый уровень, оказались никаким не фуфлом — после «Аватара» всем создателям масштабных полотен со спецэффектами придётся серьёзно напрягаться, чтобы соответствовать заданным им стандартам.
Но Кэмерон не был бы Кэмероном, автором «Чужих», «Бездны» и «Терминатора-2», фильмов, которые можно пересматривать бесконечно, если бы его интересовали исключительно технологии. Его сила всегда была в том, чтобы сопрягать самые новейшие технологические штуки (а в некоторых случаях и такие, которых до него просто не существовало) с предельно простыми, понятными любому дошкольнику человеческими историями. По «Аватару» видно, что за 12 лет добровольного отлучения от большого кино его умение рассказывать истории никуда не улетучилось (как случилось, например, с Лукасом).
Кэмерона можно упрекнуть, что его истории о столкновении двух цивилизаций, одной продвинутой и жестокой, другой мирной и существующей в гармонии с природой, не хватает некоторой тонкости — мол, любой важный поворот сюжета в «Аватаре» видно за версту. Но обаяние Кэмероновских историй всегда процентов на 80 заключалось в их несколько брутальном прямодушии — грубоватые, будто выструганные одним-двумя резкими движениями рубанка, характеры, солдафонские шуточки, прямолинейная миротворческая мораль, входящая в забавную противофазу с пиротехническими привычками мэтра.
На «Аватар» в этом плане приходишь почти как к себе домой — все населяющие этот фильм герои, от простодушного морпеха-инвалида (Уортингтон) с добрым сердцем и боевой женщины-ученого (Уивер) до хамоватой, но чуткой летчицы (Родригес) и злодейского железного полковника (Лэнг), кажутся совсем родными буквально через пару минут после своего появления. Собственно, в этом-то и заключается главный волшебный трюк Кэмерона — когда включаются сногсшибательные спецэффекты, мы смотрим в первую очередь не на них, а на то, что происходит с героями. И, как мне кажется, именно этого чёткого понимания ужасно не хватало большому Голливуду всё то время, что Кэмерон шарился по дну морскому или доводил аниматоров своим знаменитым перфекционизмом. Что любое технологические новшество, сколько бы усилий в него не вкладывалось — никогда не самоцель, а всего лишь средство. Что оно имеет смысл только тогда, когда оно поставлено на службу чему-то человеческому. Истории, мысли, эмоции. И, чёрт — какое счастье, что он вернулся нам всем об этом напомнить.
Вердикт Кочерыжкина — к чёрту скромность — ааааааааааааааааааааааааааааа!
Интервью Джеймса Кэмерона и Сэма Уортингтона о работе над фильмом