Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Установка домофона

Установка домофона

11.01.2010
30

или Зачем управляющим компаниям установка домофонов?

Сейчас многие управляющие компании Красноярска предлагают жителям новую услугу — установку домофонных систем в подъездах жилых домов. В ноябре эта информация была объявлена в квитанциях об оплате. Сегодня желающих масса. И столько же недоброжелателей. Оказывается, данная тема для многих — и жителей, и бизнеса — до сих пор актуальна, несмотря на то что в большинстве домов вопрос с домофоном решен давно.

Мы делили... домофон

ДомофонВ ноябре домофонный рынок Красноярска всколыхнуло известие — управляющие компании намерены максимально расширить спектр деятельности и начать установку домофонов. Жители, которые до сих пор смотрели на это чудо техники как на заморскую диковинку, разумеется, обрадовались. Ведь у них появилась возможность установить переговорное устройство, не вкладывая при этом дополнительных денег (домофоны будут установлены за счет средств текущего ремонта). Зато появились и те, кто воспринял новость с недоверием. В основном это фирмы-установщики, работающие на местном рынке десятилетиями. И, как выяснилось, бояться им есть чего.

Жилищники действительно готовы приступить к реализации нового проекта и структурировать хаотичный до сего времени процесс установки домофонов в городе. Они детально изучили рынок, пикантные особенности некоторых важных вопросов, пообщались с жителями и самими установщиками. Уже сегодня можно с уверенностью заявить, что планы более чем серьезны. Создан специальный отдел, который будет заниматься оказанием подобных услуг населению. В его штате собрались профессионалы, детально знающие домофонный рынок Красноярска — все его плюсы и, соответственно, минусы, главный из которых — сегодня человек остается с частником-установщиком один на один.

Очевидно, что процесс установки домофонов через управляющие компании лишь вопрос времени. Практика показывает, что рано или поздно к этому приходят многие жилищные конторы. Оно и понятно. Ведь комплексный подход к содержанию жилого фонда не может исключить установку домофонов. Подъезд, который отремонтировали, сложно содержать в чистоте, когда доступ в него открыт всем и в любое время суток. К тому же это напрямую касается безопасности жителей, и здесь управляющие компании не смогли остаться в стороне.

Но самая веская причина, по которой жилищники решили подключиться к вопросу, — это обращения жителей. Оказывается, на домофонном рынке не все так спокойно! Сегодня заложниками ситуации стали люди, у которых нет денег на установку переговорных устройств. Через них частники, руководствуясь исключительно законами бизнеса, обычно перешагивают, продавая услугу лишь тем, кто готов за нее платить. Картина не вполне справедливая, зато повсеместная. Однако и те, кто платит, тоже не всегда выигрывают. Как выяснилось, купить в наше время можно кота в мешке, и большинство тех, кто столкнулся с некачественной услугой и остался брошенным наедине с неработающей дверью, готовы пересмотреть свои решения и обратиться за помощью к жилищникам. Так надежней — есть с кого спросить.

История вопроса

На сегодняшний день жилой фонд Красноярска на 70 процентов обеспечен домофонами. Массово переговорные системы стали устанавливать еще 8-10 лет назад. На красноярском рынке действуют порядка 15 мелких специализированных компаний, однако далеко не все из них устанавливают домофонные системы надлежащего качества. Чем это грозит? В этом году в одном из российских городов произошел случай, когда некачественная установка двери привела к смерти человека! Во время ливня девочка подбежала к дверям подъезда, и при касании ее ударило мощнейшим зарядом тока. К сожалению, это не единственный случай. Таких объектов, где болтается проводка, отсутствует заземление, в Красноярске тоже сотни. Большинство дверей устанавливается за день, быстро, при этом страдает качество. В управляющих компаниях есть перечень подобных адресов.

Жилищники называют свой проект социальным. Домофоны будут устанавливать массово в тех местах, где их нет, основная аудитория — пенсионеры. Причем на достаточно выгодных условиях — платить за электронное ноу-хау дополнительно людям уже не потребуется.

— Мы понимаем, что поздно обратились к жителям с этим предложением, — поясняет тему генеральный директор ГУК «Жилфонд» Сергей Цирюльников. — Это необходимо было сделать еще в тот момент, когда были образованы управляющие компании. Ведь житель мыслит просто: раз договор на обслуживание заключен с управляющей компанией, значит, и по всем вопросам он отправляется к нам. И правильно делает! Но в плане домофонов не всегда мы можем помочь. Проблем здесь хватает, поэтому решили подключиться к этому вопросу, как это делают управляющие компании во многих российских городах.

Домофон через собрание жителей

Устанавливать домофоны намерены непосредственно районные управляющие компании. Именно они будут заключать с жителями договоры на этот вид услуг, нанимать подрядчиков, контролировать процесс и нести полную ответственность. Все будет происходить так, как оно и должно быть, а именно: ни одна дверь не будет установлена без общего собрания жильцов дома, что наблюдалось до сих пор.

Сегодня на рынке сложилась ситуация, противоречащая Жилищному кодексу: установка дверей в каком-то конкретном подъезде дома согласована лишь с жильцами данного подъезда. Тогда как по нормам обсуждать и согласовывать установку домофона, пусть даже и в одном подъезде, должны непременно все жители дома, поскольку подъездная дверь входит в состав общего имущества. Это четко прописано в Жилищном кодексе, однако до сих пор частные фирмы-установщики почему-то обходили этот важный пункт стороной. В итоге в городе есть дома, где переговорные устройства установлены не во всех подъездах. Встречаются и такие случаи, когда в одном доме могут работать сразу по несколько фирм-установщиков.

Кроме того, на собрании должны быть определены источники финансирования, и главное преимущество управляющих компаний в этом вопросе — оплата домофонов будет происходить за счет средств текущего ремонта. В этом есть своя логика! Ведь жители ежемесячно вносят плату за обслуживание дома, они вправе рассчитывать на комфортное проживание и не обязаны дополнительно платить еще и за подключение домофонов. Тем более что подъезд является общей собственностью жителей, расходы на текущий ремонт которого уже включены в квартплату.

Ко всему прочем, многие домофонные компании сегодня заключают довольно слабые с юридической точки зрения договоры с жителями, в которых прописывают информацию о том, что обслуживать и устанавливать они будут только домофонную дверь. Между тем помимо обслуживания двери в договоре должна присутствовать и сама домофонная система. Иначе частная компания может установить только дверь, а о самой системе попросту «забыть» — ведь по договору переговорное устройство принадлежит домофонной компании. Таким образом, если фирма вдруг надумает уйти с рынка, то она на законных основаниях сможет снять с подъездной двери всю домофонную систему — и с юридической точки зрения будет права.

Жители довольны

Информация о том, что в скором времени домофоны начнут устанавливать управляющие компании, у многих вызвала шквал звонков и восклицаний! В основном на предложения отреагировали те, для кого домофон до сих пор остается голубой мечтой. Впрочем, есть и те, кто уже имеет это устройство связи, однако столкнулся с рядом текущих проблем. Не секрет, что ряд мелких фирм порой внезапно уходят с рынка, оставляя жителей один на один с отключенными устройствами, за которые они заплатили. В случае с управляющей компанией такой вариант, естественно, исключен.

Более того, в пользу управляющих компаний говорит еще один факт: на собраниях решение по установке домофона будет принято однозначно большинством голосов собственников квартир. Так, если жители проголосуют «за», то переговорные устройства установят сразу во всех подъездах без исключения, с проведением по желанию в каждую квартиру. Впоследствии людям необходимо будет оплачивать только обслуживание домофонов. Это абонентская плата. Ее размер будет в пределах тех расценок, которые установлены в целом по городу. Прежде чем выйти к жителям с подобной услугой, данный рынок был тщательно изучен, и сегодня можно сказать однозначно — цены не будут превышать уже существующих. Это 28-30 рублей в месяц. Кроме того, решение об изменении цен за домофонное обслуживание будет принято на общем собрании жильцов. В договорах пропишется максимальный порог повышения цены за обслуживание, которая не будет изменяться, — так называемый индекс.

Еще один аргумент в пользу собраний — жители совместно будут обсуждать все нюансы установки домофонов, вплоть до выбора модификации и цвета дверей. Как известно, от этого тоже зависит цена. К слову, самая дешевая дверь на красноярском рынке сегодня стоит 12 тысяч рублей. В данном случае окончательный выбор за собственниками, без их мнения, как того и требует Жилищный кодекс, решение не будет принято. К тому же немаловажный вопрос — эстетичность установки дверей. Здесь все нужно сделать правильно, вереница свисающих у дверей проводов — прошлый век. По технологии их необходимо прятать в специальные короба.

Управляющие компании намеренно хотят вмешаться в этот процесс, так как сегодня в Красноярске работу домофонных фирм, по сути, не контролирует никто. И в этом парадокс: предприниматели самостоятельно обходят квартиры, заключают часто не соответствующие действительности индивидуальные договоры с жителями и, самое интересное, никому не отчитываются. Не удивительно, что предъявить им что-то порой попросту невозможно. Жители привыкли по возникающим вопросам обращаться к жилищникам, тем более что по некоторым адресам стоимость абонентской платы занесена в квитанции. И тот факт, что сегодня у жителя появилась альтернатива — остаться один на один с частным установщиком или сделать выбор в пользу управляющей компании, — уже сам по себе радует.

Елена Маковец, «Вечерний Красноярск», №50 (241)

Рекомендуем почитать