Что известно неискушенному читателю о литературе Норвегии? Скандинавские саги, в которых, безусловно, присутствует норвежский эпос, «Пер Гюнт» Ибсена. И, пожалуй, всё. И вот, сравнительно недавно критики заговорили о новой звезде норвежской литературы Эрленде Лу. Дебютировав в 1993 году, он стал популярен в Европе, следующий его роман «Наивно. Супер» приобрел известность во многих странах мира. Автор был награжден званиями и премиями и как-то исчез со страниц литературных журналов. В конце концов, спустя несколько лет вышла в свет книга, которая, по мнению многих критиков, должна была принести Эрленду настоящую славу.
Сразу бросается в глаза «закос под Джойса». Именно «закос», а не «поток сознания». (Книголюбы, улыбнитесь.) Нередко встречаются предложения, которые растягиваются на несколько страниц. Вместе с тем, автору не удалось, либо он и не ставил перед собой такой задачи, использовать весь потенциал метода. Как можно заметить по его предыдущим книгам, Эрленд любит играть с синтаксисом. И, если говорить о жанре, то «Лучшую страну в мире» я бы назвала скорее социально-бытовым романом, нежели психологическим, и уж тем более не философским.
Книга построена на монологе главного героя. Причем монолог незаметно перетекает из внутреннего во внешний. В нем присутствует масса элементов реалистичности. События, описанные в романе, происходят в течение одного месяца. И, несмотря на то, что факты из жизни героя неординарны, вся их яркость и неоднозначность стираются однотонным монологом. Надоедливым и теряющим смысл постоянным рефреном звучит тема боязни воды.
Что касается самого героя, это современный журналист, который, однако, не работает в газете или на радио. Он зарабатывает на жизнь «текстами» - создает рекламные брошюры самого разного характера. Герой пишет туристическую брошюру о Финляндии, о которой ровным счетом ничего не знает. И тут, как мне кажется, заключена основная авторская идея. Личность героя раскрыта не полностью, а вот «стеб» над СМИ и так называемыми «копирайтерами» вполне удался. Эрленд открыто смеется над псевдопрофессионалами, писаками, создающими «информационную картину мира». Гордость героя за «власть СМИ», кусочком которой он владеет, подчеркивает безнадежность этих самых СМИ в руках непрофессионалов, пусть даже и имеющих университетское образование. Вообще тема иронии, и особенно самоиронии, вполне удачно работает в книге.
В заключение, думаю, уместно будет заметить, что книга будет интересна, в первую очередь, работникам средств массовой информации, рекламы, пиара и т.п. А за норвежскую литературу стоит только порадоваться, так как в 21 веке она уже выдала автора, который найдет своих читателей во всем современном капиталистическом мире. Хотя, стоит оговориться, что у романа «Лучшая в мире страна» не так много шансов «остаться в веках».
Эля Таланова