Здесь речь моя не о Томске, а о возражениях писателя Игоря Кузнецова функционерше Светлане Владимировне Василенко.
Человек я неглубокий, прямо скажу, поверхностный, и в предъявленном монологе (а там именно монолог И. Кузнецова, поскольку многоуважаемая Василенко реагирует либо на знакомых, либо на известных личностей) увидел только один спорный вопрос: Василенко говорит, что в современной литре все схвачено группировками, Кузнецов возражает, что ничего подобного нет.
И вот тут, как ни грустно, я встану на сторону Василенко, ибо абсолютно уверен и наблюдал на собственном опыте, что групповщина в русской современной литре присутствует, более того — управляет. И Бог с ним, что где-то там взяли рассказ Алехина. Это не показатель, во-первых, Алехин уже давным-давно раскрученный писательский бренд, во-вторых, кто сказал, что существующие группировки совершенно закрыты. Они, конечно, ищут подходящих для себя авторов, даже более того скажу — людей, и закономерно их публикуют.
Попытаюсь объяснить современную литру, как она мне видится: 1. Конечно, она, литра, групповая: свои двигают своих, присутствует и «голубая» мафия, и «лесбийская», безусловно, важен и денежный вопрос, кто побогаче, тот и проходит.
2. Влияния у наших журналов — ноль, и читать их никто не читает, что тоже забывать не след.
3. Система, конечно, проницаема и шанс у левого чувачка минимальный, но есть (я пока по наивности в это верю). Однако это срабатывает, в основном, в случае новых журналов. Игорь Кузнецов в пример приводит журнал «Дети Ра», который поначалу был, как мне кажется, очень открыт. Но теперь, становясь постепенно известным, почти влиятельным, «ДР» закрывается для новых имен (впрочем, это лишь ощущение).
4. Четвертый вопрос самый важный: а надо ли нам туда, в эти такие сытые, но, по сути, ничего из себя не представляющие журналы («Новый мир», «Знамя» и т.д.). Что нам, великим писателям (Нечаев, Кузнецов, Корнев) это даст? Разве система не всегда одна и та же? Разве что-то изменилось в официозе со времен совка? Что, у нас теперь меньше лжи, меньше коррупции? Или эти ребята, публикующиеся в метрополии, намного грамотней пишут?
Вопросы риторические, ответ и так ясен: печатайся в нашей имперской столице, не печатайся — ни славы, ни денег никаких не получишь. Разве позор один, что попал под одну обложку с каким-нибудь ...
Антон Нечаев