Главная
>
Статьи
>
«Антикиллер 2: Антитеррор»

«Антикиллер 2: Антитеррор»

02.12.2003
8
Режиссер: Егор Михалков-Кончаловский
В ролях: Гоша Куценко, Алексей Серебряков, Любовь Толкалина, Сергей Шакуров


«Антикиллер 2: Антитеррор»

Наконец-то, товарищи зрители, родина дождалась «блестящего продолжения суперхита 2002 года». И очередного, в его лице, свидетельства непрекращающегося развития отечественной киноиндустрии, поскольку любой сиквел – это, прежде всего, бизнес, а потом уже (но вовсе не обязательно) искусство. Постоянно растущее число российских фильмов в репертуарных планах кинотеатров не может не радовать, даже такого крайне непатриотично настроенного типа, как ваш покорный слуга, и радость эта ничуть не омрачена весьма сомнительной художественной ценностью многих из них.


«Антикиллер 2: Антитеррор»

Что же можно сказать собственно о втором «Антикиллере»? К моему большому удивлению, ничего особенно плохого в голову не приходит. Младший Кончаловский произвел весьма качественный боевик, которому вполне может позавидовать и его родитель (Андрон Кончаловский, среди работ которого числится, например, небезызвестный «Танго и Кэш») – большой любитель этого «презренного» жанра, и подавляющее большинство коллег-режиссеров. Хотя, конечно, эмтивишная манера, когда камера не задерживается на одном месте больше двух секунд и постоянно «прыгает», раздражает, но это общая беда многих молодых отечественных режиссеров, начинавших свою карьеру с клипмейкерства. Удивление же мое проистекает из того, что наличие в титрах словосочетания «Гоша Куценко» давно уже стало поводом не смотреть фильм. Собственно по этой причине не был посмотрен культовый, как мне говорили, «Антикиллер», да и многие другие его собратья по жанру, поэтому и от продолжения не ожидал ничего хорошего.

В этом месте полагаю себя обязанным сделать некоторое «лирическое» отступление, единственно с целью избежать обвинений в вопиющей необъективности. От многих друзей доводилось слышать восторженные отзывы и об «Антикиллере», и об исполнителе главной роли, они утверждали, что и фильм, и «великолепный» Гоша – «просто супер» и так далее. Лестных отзывов удостаивались многие другие картины, с участием этого актера, для меня же до самого недавнего времени этот значительный пласт новой русской культуры был полнейшей terra incognita.


«Антикиллер 2: Антитеррор»

Возвращаясь к «Антикиллеру 2»: чрезвычайно динамичное, с размахом снятое кино, все два часа на экране происходит что-то, вызывающее интерес и не дающее заскучать: перестрелки, драки, погони, взрывы, то есть те вещи, которые и образуют само понятие «экшн», и всё это сделано на высоком профессиональном уровне и по большей части весьма правдоподобно (насколько это вообще возможно в кино). Есть эпизоды с психологическим напряжением, а есть и весьма забавные моменты. Некоторые шутки мне чрезвычайно понравились, особенно те, что имели место быть в окружении одной «веселой» травки, и финальный хит про «Ласкова-Баскова» (не могу не согласиться с авторами в этом вопросе). Фильм наполнен яркими колоритными персонажами, (один «пожизненный киногенерал» Булдаков чего стоит или, скажем, всегда веселый банкир в исполнении Михаила Ефремова), стараниями которых, собственно, и создаётся та атмосфера, в которой разворачивается главное действие.


«Антикиллер 2: Антитеррор»

Сюжет картины неоригинален, что обусловлено его крайней актуальностью. К сожалению, все те мерзости (убийства, взрывы, похищения, тупая ограниченность власть имущих), которые можно увидеть и в этом, и во многих других современных фильмах и сериалах, - это та реальность, в которой существует сейчас наша страна. Подобное творящемуся на экранах происходит с завидной регулярностью не так далеко, как нам кажется и гораздо ближе, чем нам всем бы хотелось. Поэтому по поводу сюжета ничего говорить не буду, замечу только одно: написанное в аннотации прокатчиков никак не соответствует действительности, впрочем, как всегда (видимо, люди, их пишущие, просто не смотрят кино).

Но даже на фоне нашей нелицеприятной действительности, кое в чем авторы перегнули палку. Слишком уж много натурализма, например, чуть ли не четверть часа длящаяся сцена «черного» погрома или безмерно кровавый эпизод окончательной победы «добра над злом». Хотя вполне возможно, что по-другому просто нельзя, поскольку это единственный способ достучатся до «бронированных» мозгов отдельных представителей современной молодежи. Теперь что касается Куценко: он действительно неплох – настоящий герой боевика (и дерется красиво, и стреляет не моргая), при этом обладающий драматическим талантом и своеобразным обаянием, этакий российский Брюс Уиллис. Учитывая, что сейчас он снимается в «Турецком гамбите» по Акунину и играет в спектакле «Чапаев и Пустота» по Пелевину, нельзя не признать за ним «широкопрофильного» актерского дарования. Среди всех актеров, специализирующихся на героических персонажах боевиков (а их развелось нынче так много, что Голливуд обзавидуется), Куценко представляется наиболее талантливым и убедительным. В целом актерский состав фильма подобран очень удачно, во всех случаях стопроцентное попадание в образ, особого упоминания достоин Сергей Шакуров – «просто супер», но в этом вопросе не могу быть объективен, потому как уже лет пятнадцать принадлежу к числу поклонников его таланта.


«Антикиллер 2: Антитеррор»

Есть еще одно, о чём нельзя не вспомнить, говоря об «Антикиллере 2». Все давно привыкли к тому, что кино – это большой рекламный полигон: Джеймс Бонд продает Omega, Brioni, Aston Martin (пару раз BMW) и, конечно же, Martini; в «Чего хотят женщины» Мел Гибсон и Хелен Хант продвигают Nike; Нео и Морфеус, спасая мир, попутно приторговывают Nokia; этот список можно продолжать очень долго. Американские и европейские кинематографисты давно научились вплетать рекламу в свои картины, делая это ненавязчиво и с определенным изяществом, вот то искусство, которое пока недоступно их российским коллегам. Егор Кончаловский нашпиговал свою картину рекламой: герой ездит на «очень хорошей немецкой машине» (просто «властелин колец» какой-то), а сотоварищи употребляют исключительно «очень хорошую украинскую горилку». Но титульный спонсор – это, бесспорно, Panasonic, «Антикиллера» вполне можно воспринимать как очень долгий и очень дорогой рекламный ролик широкой линейки продуктов этой фирмы: ноутбуки, мониторы, камеры, стационарные, а главное, конечно же, мобильные телефоны сопровождают героев на протяжении всего действия. Фильм можно было назвать «Антикиллер 2: Panasonic-антитеррор» – настолько беззастенчива в нем реклама.

Но все это мелочи. Если знать на какое кино идешь, делать это (идти в кинотеатр) с соответствующими ожиданиями, то можно получить удовольствие и расслабиться, посмотрев качественную «зубодробильную стрелялку», после которой в голове образуется некая ни к чему не обязывающая легкость. Очень даже неплохой боевик, без всякой скидки на то, что это «наше кино».

Александр Спасов

Рекомендуем почитать