Под конец сезона Красноярский краевой театр кукол выпустил премьеру сказки «Золотой цыпленок». Режиссер постановки — Сергей Иванников. К сожалению, теперь уже бывший главный режиссер Красноярского кукольного.
Профессионалы не в цене
На этой должности Иванников продержался всего полтора сезона. По договоренности с краевым министерством культуры совмещал работу в Красноярске с художественным руководством абаканским театром кукол «Сказка». Осенью 2008 года всем казалось, что такое совместительство — неплохой вариант. Сергей Иванников — режиссер с именем, лауреат «Золотой маски». Причем первую «Маску» он получил еще как художник. Но весной 2009-го, когда его «Соседи», поставленные в «Сказке», были признаны лучшим кукольным спектаклем «Золотой маски», ставки Иванникова значительно выросли.
И тогда же стало понятно, что совмещать руководство двумя театрами он долго не сможет. Что признает и сам режиссер: «Это очень сложный и болезненный вопрос. Совместительство допустимо, но не больше года-двух. В чем я и сам со временем убедился. Сильно выматываешься от необходимости ездить туда-сюда, разрываешься между двумя театрами. Ни к чему хорошему такое не приводит — все-таки нужно сполна отдаваться одному театру. А время от времени выезжать на интересные постановки в другие города».
В итоге Сергей Иванников свой выбор сделал в пользу «Сказки». Что не удивительно: в этом театре он уже больше пяти лет — и главный режиссер, и главный художник. Да и труппа «Сказки», отмеченная множеством «Золотых масок» и другими престижными театральными наградами, что уж скрывать, в разы сильнее красноярской. Осенью «Сказка» едет на фестиваль в Канны, в октябре театр получит в Ярославле премию им. Волкова — уже во второй раз. Чашу весов в сторону Красноярска при таком раскладе мог бы, пожалуй, склонить один весомый аргумент — квартирный. Но, видимо, профессионалы от искусства в нашем крае не в цене, жильем здесь давно уже никого не удерживают.
Молодежь в Красноярск не едет
Правда, творческие связи с Красноярским театром кукол Иванников не разрывает, планирует и дальше сотрудничать с ним как приглашенный режиссер. Но в свете многолетних проблем театра это сотрудничество трудно назвать по-настоящему эффективным. О чем говорить, если некоторые постановки Иванникова после премьеры здесь не шли месяцами? «Гадкий утенок» не шел год, а «Зайку бросила хозяйка» по пьесе Александра Хромова — вообще два года. Причем после выпуска спектакль прошел всего шесть раз — за сезон! Чаще для него в афише, в понимании прежнего директора театра Александра Берегова, места не находилось.
Отчего же так долго не шли эти спектакли? Причина — одна из самых острых для краевого театра кукол: кадровый вопрос. В труппе хронически не хватает молодежи, возрастной дисбаланс здесь с каждым годом становится все ощутимее и болезненнее. Пару лет назад кто-то из молодых актеров уволился, кто-то ушел в декрет. Вследствие чего с репертуара слетели и еще некоторые удачные постановки — «Три медведя три», «Иван-царевич и Серый Волк». Благо актриса Ольга Гаврилова в январе возвращается из декретного отпуска, и есть надежда, что часть спектаклей еще удастся восстановить.
Но в полной мере это кадровые проблемы театра, увы, не решает. И самое печальное, что ничего и не делается для их разрешения! Последнее молодое пополнение пришло в труппу лет пять назад. После чего в ней не прибавилось ни одного нового актера-кукловода. Сама директор театра Галина Приходова объясняет это тем, что выпускники-кукольники театральных училищ и вузов предпочитают оставаться в театрах региона, где учились, — в Иркутске, Екатеринбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге. «Я сама ездила в Иркутск, пыталась ангажировать молодых — не получилось, — сетует директор. — Им нужно жилье, возможность продолжить образование, какие-то перспективы. А мы в настоящее время не можем им ничего гарантировать». Пожалуй, директору в этой ситуации можно было бы даже посочувствовать. Если бы не одно но: неспособность хотя бы частично решить кадровый вопрос почти за три года руководства театром выглядит слишком уж неубедительной.
Кстати, пару лет назад на ярмарке кукольников в Озерске, куда съезжаются выпускники всех театральных кукольных школ, побывал актер краевого театра Александр Кикоть. Но и он вернулся с пустыми руками — молодежь почему-то упорно отказывается ехать в Красноярск. Не пора ли задуматься почему? В спектакли «Тедди» и «Пиковая дама» режиссерам даже пришлось привлечь драматических актеров — Максима Сарпова из краевой драмы и Анну Кирееву из ТЮЗа. Благо играют они в этой постановке драматические роли, навыки кукловождения в них не требуются. А как быть с другими спектаклями? Сколько еще можно пускать проблему на самотек и ждать, когда она разрешится сама — видимо, каким-то мифическим способом?
Репертуарный хаос
Полгода прошло, как в театре освободилось кресло главного режиссера, но незаметно, чтобы и для решения этого вопроса хоть что-то всерьез предпринималось. Зато некоторые творческие планы дирекции театра вызывают откровенную оторопь.
В 2011 году Галина Приходова пригласила никому неизвестного питерского режиссера Алексея Уставщикова. Причем сразу на две постановки, под которые в краевом минкульте уже были запланированы средства по госзаказу. Чем объяснить такую щедрость, за какие заслуги? Или, может, это небрежность? За примером, чем она может обернуться, далеко ходить не надо: режиссер Николай Покатыло не так давно получал в Красноярске ангажемент сразу на три постановки. И если все они чем-то и запомнились, то лишь некоторыми актерскими работами.
В следующем сезоне театр также планирует выпуск «Дюймовочки» в постановке актера театра Олега Мусихина. Режиссерское образование, правда, у него есть. Но это режиссура культурно-массовых зрелищ — какое отношение она имеет к театру кукол? Ответ простой и циничный — привлекли своего, чтобы за «три копейки» сделать спектакль для выездных показов.
Пресловутые выезды в театрах — поветрие недавнее и весьма уродливое. Яркий пример того, как можно извратить хорошую идею. Изначальный ее посыл был в том, чтобы донести лучшие образцы краевого искусства до жителей глубинки. Ради чего возродились гастроли творческих коллективов по краю. Но поскольку районные ДК не приспособлены для показа спектаклей, туда везут что попроще. Нередко это откровенная залепуха, сделанная на коленке, — как «Именины» в Красноярском музтеатре. «Дюймовочка» — название кассовое, и можно не сомневаться, что показывать ее будут не только на выездах. Не беспокоясь о качестве спектакля.
Все озвученные проблемы приводят к одному очевидному выводу: пока краевой театр кукол не возглавит сильный творческий лидер, положение не изменится. И чем дальше, тем будет только хуже. Вопрос в другом: а что может предложить потенциальному главному режиссеру сам Красноярск? Чем его привлечь? Даже и не вспомнить, когда молодые режиссеры выпускали в нашем кукольном свои дипломные спектакли...
Сказка про пап
«Золотой цыпленок» — очередная история Сергея Иванникова для всей семьи. Добрая, озорная, веселая. И в то же время — ненавязчиво заставляющая задуматься об очень важных человеческих ценностях.
Пьесе Владимира Орлова лет 25-30, она прошла практически во всех кукольных театрах страны. В пьесе много юмора, а некоторые фразы из песенок — готовые афоризмы. Например, когда Волк (Алексей Беляев) и Лиса (Ольга Семакова), замышляющие ограбить Курочку Рябу, поют: «Кто не пойман — тот и честен!» Или завывания голодного Волка: «Все мои страдания — от недоедания». По сюжету эта парочка мошенников похищает золотое яйцо, чтобы из него вылупилась курочка, несущая только золотые яйца. А на свет появляется... петушок! Развязка у истории неожиданная, но главный пафос в ней выражен в песне Цыпленка: «Самая лучшая мама на свете — это, конечно, мой папа родной». Попробуйте догадаться, кого он признал за папу?
На финальном занавесе нарисовано солнце и надпись: «Пусть всегда будет папа». Как рассказывает режиссер, после спектакля очень интересно наблюдать за отцами — мужчины выходят из зала задумчивые, чуточку растерянные, некоторые улыбаются, а некоторые не скрывают слез. Равнодушия в их реакции нет.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск» № 31 (272)