Главная
>
Статьи
>
«Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект», Александр Никонов

«Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект», Александр Никонов

23.08.2010
11

Александр НиконовУмышленно ли, по недогляду ли, но новая книга Александра Никонова «Опиум для народа» во всех смыслах соответствует своему названию. В неё вошли даже те советско-директивные факты, которые наверняка не очень-то и подразумевались. И вполне модерновый подзаголовок «Религия как глобальный бизнес-проект» не спасает, все равно отдает канцелярской затхлостью — хотя в различных агрегатных состояниях всё происходит по-разному. А в книге таких состояний, разбитых по частям, три: задорная атеистическая агитка будто из начала прошлого века; лукавый научпоп, весьма избирательный в аргументации; падкое на жареное, охочее до скандала журналистское расследование.

Вначале пар: разоблачение мифа, Библия как еврейские народные сказки (да и те украли у более развитых народов). Богородица — это египетская Изида, а христианство — это ребрендинг язычества. Спасибо археологическим открытиям. Написано остроумно, несколько раз обязательно ухмыльнешься про себя, а когда Господь Бог сократится до ГБ — то есть риск, что и вслух. Юмор, конечно, лобовой, сиюминутный, агрессивный — зато с крепкой хваткой злобно-веселого кощунства. Вот только временами становится нечистоплотным: ну нельзя же высмеивать фантастичный возраст ветхозаветных персонажей (некоторые до 900 лет доживали), а через пару десятков страниц ерничать про 90-летнюю жену-красавицу Авраама Сару, что у нее «от старости уже давно кончились месячные». Это уже скорее гопнические подначки, чем остроумие.

В следующем агрегатном состоянии хамоватости меньше, а тон серьезнее. Еще бы, речь уже не о сборнике фольклора древних скотоводческих племен, а об исторических документах: воспоминания путешественников, личная переписка, доносы. Исследование того, как «христианство из секты упертых отморозков стало государственной религией», из которого явственно следует, что попы во все времена были в лучшем случае горемычными пьяницами, а в худшем — коварными интриганами-сребролюбцами. Монахи и того хуже, бандиты на последней стадии морального разложения: деревенские, как завидят их, сразу ставни запирают, и девок в подпол прячут.

В закрытых сообществах вроде церкви и не такое, теоретически, возможно — но дело не в этом. Просто точка зрения Никонова («нет истины — есть точки зрения») очень уж разнится с представлениями погрязшего в заблуждениях общества, и такому научпопу просто по жанру положены дополнительные средства самообороны. Например, у Ричарда Докинза, знаменитого популяризатора науки и куда более яростного атеиста, есть крепкий панцирь аргументов из хитина научных открытий. Никонову для убедительности достаточно было кольнуть подробными ссылками на те источники, которыми он вовсю раскочегаривает свою филиппику. Но он этого почему-то не делает. Очевидно, надеется на ту веру сердцем, в которой уличает никогда не сомневающегося догматичного христианина. К той же публике и с теми же методами. Словом, вода, выдаваемая за обеззараживающий бульон.

Даже в третьем агрегатном состоянии, где история вопроса выливается в современность, твердеет, и вроде бы получившиеся сосульки должны больно ранить общественное мифологическое — ничего не происходит. Александр Никонов-обличитель слишком увлечен внешним эффектом, расследованием в духе телемакабра про учителей-каннибалов или призрака пенсионерки в дачном поселке. Кровавые тайны поповства, уральский епископ-содомит по материалам «Комсомольской правды» — ишь ты! Ради рейтинга и сальную цитатку можно подкинуть, и ведро на голову одеть да палкой жахнуть — чтобы легче было просвещать читателя. Вдруг он по контузии и не заметит, что главные тезисы: «религия придумана для быдла», «христианство — это суррогатная нравственность» были внедрены посредством клиповой нарезки, смачных шуток, фокусов и выдернутых из какого-то большого контекста аргументов. Получается, что «Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект» — это конечно, противоядие. Но, судя по характеру воздействия, тоже какое-то наркотическое.

Издательский дом ПитерАлексей Номад
Книга предоставлена издательским домом «Питер»

Рекомендуем почитать