В своем почти трехчасовом диалоге с россиянами Президент страны Владимир Путин, в числе важнейших задач, сформулировал и основные направления будущей государственной экономической политики на 2004-2008 годы. По его мнению, одним из главных приоритетов в этой сфере является создание условий для такого роста ВВП, который позволил бы в кратчайшие сроки сократить экономическое отставание России от развитых государств мира.
Для этого будут продолжены реформы в социальном секторе, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве, пенсионной системе, на рынке трудовых ресурсов и т.д. Не менее важным направлением станет совершенствование налогового законодательства. В частности, в ближайшее время предлагается пересмотреть нормативы отчислений природной ренты в пользу государства. Это позволит изыскать дополнительные инвестиционные ресурсы внутри страны для модернизации большинства отраслей народного хозяйства.
Догоним и перегоним
Озабоченность президента можно понять. Сегодня складывается такая ситуация, когда даже текущая положительная динамика роста национального внутреннего валового продукта не позволяет надеяться на то, что Россия в ближайшее время сможет занять подобающее ей место в мировой экономике.
В частности, в недавно опубликованном аналитическом докладе Кембриджской энергетической исследовательской ассоциации заявлено о том, что экономическое отставание России от ведущих стран мира достигает десятки лет. Например, Италия опережает нас на 15 лет, Франция - на 20, Великобритания и Германия - на 25 и т.д.
Да что там говорить, российским гражданам это ясно и без каких-то аналитических выкладок. Они на своих предприятиях ежедневно видят физически и морально изношенное производственное оборудование. Даже в таком важном для России секторе, как сырьевой, на протяжении последних 10-12 лет ситуация ухудшилась. Там наблюдается истощение разведанных запасов сырья, и сокращаются объемы геологоразведки новых месторождений полезных ископаемых и т.д. Не блещет и отечественная наука. Не секрет, что до сих пор еще не остановлены процессы разрушения национального научно-технического потенциала.
На дежурный вопрос: "Где же выход из сложившейся ситуации?" - большинство отечественных экономистов отвечает просто. Необходимы долгосрочные инвестиции. При этом объемы называются разные, от 300-450 млрд. до 2,5 трлн. долларов США. Для справки: ВВП России в 2003 году составит около 350-400 млрд. долларов.
Надо отметить, что иллюзии типа "заграница нам поможет", уже не вселяют в нас прежнего энтузиазма. В последнее время в России все больше начинают говорить об изыскании внутренних резервов. Но здесь не все так просто.
Внутренние национальные сбережения России оцениваются в размере 150-170 млрд. долларов США, в том числе объемы вкладов физических лиц в кредитных организациях страны составляют около 50 млрд.
Значительная доля сбережений не используется в инвестиционном процессе, так как находится в так называемых наличных накоплениях. И их в современных условиях достаточно трудно привлечь в реальный сектор экономики.
Инвестиционный механизм
В целом российское государство понимает серьезность существующих проблем. Для их решения предлагаются новые подходы и к решению инвестиционных задач. Они заключаются в увеличении доли государства в структуре национальных инвестиций и ужесточении борьбы с вывозом капитала за пределы России.
В современных российских условиях значительное увеличение госдоли в структуре инвестиций возможно в случае перераспределения природной ренты в пользу государства. Если сегодня в отечественной нефтегазовой отрасли сверхприбыль делится 50 на 50 между корпорациями и государством, то в развитых странах мира это соотношение составляет 20 к 80.
Необходимо отметить, что в России существуют два подхода к перераспределению доходов от использования природных богатств. По мнению одних, следует увеличить только налогообложение сверхприбыли, образующейся за счет конъюнктурных колебаний цен на природные ресурсы. По мнению других, природная рента должна в полном объеме передаваться на общественное потребление, т.е. в бюджетную систему государства.
В первом случае все ясно. Этот подход в стране уже применяется в виде изъятия сверхдоходов с помощью повышения налога на прибыль, увеличения таможенных пошлин или акцизов. Второй же случай - достаточно спорный.
Он предполагает выделить из цены добытых природных ресурсов сумму, необходимую для покрытия издержек компаний и обеспечивающую им рентабельность на экономически привлекательном уровне. При этом вся разница между ценой природных ресурсов на рынке и экономически обоснованной стоимостью их добычи должна полностью направляться в бюджет. То есть речь идет о директивной (сиречь плановой) экономике.
И в зависимости от того, какой подход будет взят за основу, доходы государства будут в значительной степени отличаться. В первом случае бюджетная сфера России сможет ежегодно дополнительно привлекать до 5-10 млрд. долларов США, а во втором - до 40-50 млрд.
В этой связи можно привести достаточно характерный пример Казахстана. С 1 января 2004 года в нефтегазовом секторе этой республики повышается размер налога на прибыль с 25-30% до 60-85%. При его расчете будет учитываться рыночная цена нефти, расходы по реализации и ее качественные характеристики.
Значительные инвестиционные ресурсы государство предполагает изыскать и с помощью продолжения борьбы по вывозу капитала за рубеж. По оценкам экспертов, ежегодно отток капитала из страны составляет в среднем от 10 до 25 млрд. долларов США. Для России это очень большая сумма.
ЖКХ и другие
Следует сказать, что поиск государством дополнительных инвестиционных ресурсов не является самоцелью. Они необходимы не только для модернизации промышленного потенциала страны, но и для повышения уровня жизни российских граждан.
Здесь проблем достаточно много. Не секрет, что более двух третей населения страны находится за чертой или у черты бедности. Статистика говорит, что у этой части граждан более 60% доходов идет на питание. Оставшаяся часть приходится на оплату коммунальных, медицинских и образовательных услуг.
В результате они не способны не только улучшить свои жилищные условия, но и оплатить будущее повышение стоимости услуг ЖКХ. По оценках ряда специалистов, за счет роста энерготарифов и других услуг, их стоимость уже в ближайшие 2-3 года возрастет на 200-300%.
Это потребует от российского правительства дополнительных дотаций малообеспеченным семьям. И они будут исчисляться десятками (если не сотнями) миллиардов рублей. Но, как вы понимаете, это не решает проблему, а просто переносит ее на более поздний период времени. При этом дома "хрущевской" постройки уже к 2010-2020 годам придут в такую негодность, что их придется сносить в массовом порядке. А именно на эти дома приходится до 50-60% жилфонда страны.
Ситуация может измениться в лучшую сторону только в том случае, если уже сегодня перейти от политики латания дыр к кардинальному решению проблемы: увеличению объемов строительства нового жилья (в том числе за счет бюджетных средств, ипотеки и т.д.), а там, где это возможно, проведению капитального ремонта (полной замене всех коммуникаций и т.д.).
На это потребуются очень значительные финансовые ресурсы. Но государству в принципе не из чего выбирать. Ему уже сегодня необходимы дополнительные собственные, а не заемные денежные средства. Поэтому, как заметил наш президент, в скором времени нас ожидают достаточно знаменательные события, которые напрямую или косвенно затронут каждого из нас.
Виктор Прохоров