Вторая часть лекции народного избранника Алексея Клешко была интереснее первой. Одно дело, когда тебе рассказывают о мифических гражданских институтах, другое — о реальных людях, имеющих наименование «чиновники». Здесь же депутат вступил в диалог с аудиторией и выяснил, что даже активная молодежь предпочитает молчать в тряпочку, сталкиваясь с чиновничьим беспределом.
Чинари
Разговор о чиновниках Алексей Михайлович начал с истории о недееспособности этих самых слуг народа.
— Мы три года назад приняли законодательство о муниципальной службе, где прописали, что каждому муниципальному служащему должны предъявляться квалификационные требования и присваиваться квалификационный разряд, — поведал Клешко.
Одним из условий для того, чтобы стать чиновником в Красноярском крае, например, является наличие высшего образования. Но оказалось, что в муниципалитетах таких «умных» днем с огнем не найти. В одном из муниципалитетов, по словам депутата, из 52 сотрудников институтские корочки имеют лишь семь человек. При этом в рамках закона, принятого Заксобранием, переходный период составляет три года и заканчивается совсем скоро. В качестве стимулирующей к получению «вышки» меры парламентарии прописали надбавки за классные чины, присуждаемые по итогам аттестации. Но изначально минимальная надбавка все равно сохранялась и без чина, поэтому никто в районах и не суетился. Алексей Клешко, помнится, был возмущен данной ситуацией на заседании своего комитета в ЗС. В итоге было принято решение — установить чиновникам срок до 1 октября 2011 года. Не соответствуешь требованиям, дополнительных денег не получишь. Хотя сам принцип выплаты надбавок чиновникам выглядит как-то не очень в глазах все того же гражданского общества, к которому все время апеллирует депутат Клешко. Логичнее было бы лишать чиновников должностей. А иначе ваш закон о муниципальной службе, Алексей Михайлович, что филькина грамота.
— Спроси любого на улице: каким должен быть чиновник? Тебе ответят, что честным, компетентным, профессиональным, некоррумпированным, — продолжил лекцию Клешко. — Вот эти качества перечислят все. А знаете ли вы таких чиновников? Скажут — ну, одного-двух знаю.
Далее депутат стал рассуждать на тему — откуда берутся чиновники. «Они не прилетели к нам с Марса. Это чьи-то соседи, чьи-то ученики, чьи-то одноклассники, чьи-то друзья. В какой момент они перестают быть людьми?» — задал риторический вопрос Клешко и произнес свой главный в этот день тезис о говорящем гражданском обществе.
— Мы не изменим систему государственного управления, и мы не изменим чиновничество, если не договоримся с обществом о требованиях и планах — какими мы хотим их видеть.
После лектор признался, что на его депутатском веку сменилось уже три поколения чиновников. А также совершенно обоснованно обвинил само общество в том, что у него такие чиновники: «Пока общество не признает свою ответственность за состояние системы управления, ничего в этой системе не изменится. Я, может быть, жесткие вещи говорю, но мне кажется, что если мы не будем об этом говорить — ничего точно не изменится».
Недодискус
На этом Алексей Клешко прервался и дал возможность молодежи задавать вопросы. Один из ее представителей, который одновременно является и представителем в молодежном правительстве, затараторил свои предложения на тему, как чиновников сделать лучше. На лице лектора в этот момент читалась безнадега. Полнейшая безнадега. Если уж в правительстве, пусть и молодежном, не слышат слова Клешко, то что говорить об остальном гражданском обществе? Депутат несколько раз прерывал молодого человека, пытаясь направить его в правильное русло дискуссии. Но все напрасно.
— Я не хочу осадить кого-то, я хочу просто, чтобы мы про одно говорили, — лектор пытался сделать все, чтобы молодежный правитель не обиделся. Но, показалось, что тот и не думал обижаться — вести такие бессмысленные дискуссии было для него, видимо, обычным делом. Кстати, этот же молодой человек невольно показал, что все увещевания лектора об общественной дискуссии — лишь пустой звук. Громко заявив, что он много раз сталкивался с чиновничьим беспределом и некомпетентностью, молодежный правитель отказался называть и фамилии, и должности. Зато на кухне вечером он об этом точно поговорит. Там ведь никто не услышит.
Александр Зотов, интернет-газета Newslab.ru