Сегодня в крае официально открывается театральный сезон. Давайте пробежимся рысью по самым интересным событиям, которые нам так красноречиво обещают директора, режиссеры и худруки, а потом вы уже сами решите, какую манеру избрать для перемещения по билетным кассам — неспешный аллюр или кавалерийский галоп.
Итак, самые шустрые театральные часы в Ачинске — сегодня в драматическом театре покажут спектакль «Миссис Пайпер ведёт следствие». На два дня отстают в Минусинске, там сезон откроется в субботу «не совсем веселой комедией» «Таланты и поклонники». Касательно премьер в этих театрах пока ничего не известно, но любители экстремального театрального отдыха в декабре могут съездить в московский Театр Наций — туда минусинцы отправятся на гастроли.
Другое мощнейшее театральное событие сезона окажется, скорее всего, еще недоступнее для большинства жителей края. Речь о фестивале искусств северных городов «Параллели», который пройдет с 29 сентября по 12 октября в Норильске. В гости к Заполярному театру драмы им. Маяковского приедут театры Якутии, Карелии, Норвегии, Исландии, Финляндии и Канады. Жанры спектаклей обещаны тоже самые разные — от драмы до мюзикла (репертуар владельцы личных самолетов или просто желающие растравить себе душу могут посмотреть здесь). Там же покажут премьерного «Продавца дождя» Александра Зыкова.
Реабилитируясь за труднодостижимый Норильск, все театралы края обязательно, прямо-таки в императивном порядке должны посетить Канск. Минимум дважды в этом сезоне. Там намерены создать «спектакль двух вечеров», а именно: поставить «Сирано де Бержерака» Ростана и «Лунопата» Курочкина, гениальную фантазию по мотивам классического романтического произведения. Работать над спектаклями будут два разных режиссера, но одна и та же труппа. Вообще, на конференции, посвященной открытию сезона, директор Канского драмтеатра обещал много «фокусов» (немного жутко было слышать о фокусах от Отелло). Во-первых, «Царя Эдипа», которого из классической трагедии решено превратить в «современное театральное зрелище». Во-вторых — «Жители города К.» Тростенецкого, которого прочат в главные режиссеры театра. И, наконец, Канскую театральную лабораторию, плоды творчества которой наверняка еще вкусит публика.
На этом фоне относительно скромно выглядит оплот красноярской драмы, театр имени Пушкина, в котором честно признаются, что больших задач на сезон не ставят (угадайте, почему). С другой стороны, сдавать позиции в театре не намерены — невозможно представить сезон без фестиваля «Драма — новый код», где мы можем ожидать вкупе с современной драматургией еще современную поэзию и не менее современную прозу. На КРЯККе актеры театра выступят с читками пьес актуальных немецких драматургов, а весной следующего года другие драматурги — французские — попробуют поработать с русскими текстами на русской же сцене.
В самом же театре первый раз занавес поднимут 23 сентября показом недавно еще премьерного «Тартюфа» в постановке главного режиссера красноярского ТЮЗа Романа Феодори. Гарантированных премьер в этом сезоне будет две: одна для камерной, вторая для большой сцены. Первой будет заниматься Александр Хухлин, выпускник ГИТИСа, которого выписал в Красноярск «Фонд Михаила Прохорова». Режиссер поставит спектакль «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева (а это надо прочитать, товарищи!), который покажут в конце ноября. Вторая премьера — декабрьский «Лес» Островского для большой сцены в исполнении питерца Сергея Ражука. Чтобы вы примерно представили себе эту персону, поведаю вам две вещи — во-первых, в Питере он закончил класс Товстоногова, а, во-вторых, в фильме «Телец» Александра Сокурова сыграл...Сталина.
А как же Олег Рыбкин, спросите вы? Известно, что главный режиссер театра будет работать над большим проектом. И название этого проекта известно — «Китайская рулетка» Фассбиндера, на которую даже приобретены права. Но — это дела далекого будущего.
Очень многого в этом сезоне, видимо, стоит ждать от Театра юного зрителя, раз уж рекламу их премьерного спектакля «Фаренгейт-шоу» крутят даже в городских супермаркетах. Там сезон откроют 22 сентября этим детищем Тимура Насирова. Феодори в октябре презентует «урбанистический антимюзикл» «Наташина мечта», для участия в котором привлечены непрофессиональные танцевальные коллективы. Ставить детский спектакль приедет режиссер московского «Будильника». Еще в ТЮЗе обещают некий документальный спектакль «Подросток в большом городе» и собственную творческую лабораторию, руководить которой будет Олег Лоевский.
Красноярский театр кукол медленно выходит из состояния устранения разрухи (которая еще предстоит их красноярским коллегам), поэтому сезон там откроется поздно, только в середине ноября — спектаклем «Каштанка». В театр из Самары на постоянное место жительства приехал режиссер Владимир Гусаров. В пресс-релизах бодро пишут, что его спектакли «ценит и любит красноярская публика» — давайте выясним, насколько у нас с вами кукольная память?
В Красноярском музыкальном театре начинать решено в первых числах октября с суперуспешной «Собаки на сене». Неоднозначную «Голубую камею», по словам директора театра Натальи Русановой, «будут играть и играть». Предлагаю не расценивать эти слова как угрозу, а лучше предвкусить созерцание новой оперетты «Ночь в Венеции». Что еще известно? Что под загадочный проект, посвященный Марлен Дитрих — «Марлен, мой XX век», специально заказано либретто. Кроме того, в театре жаждут поддержки Минкультуры, обещая в этом случае поставить мюзикл «Дубровский».
Какую-то поистине феерическую программу предлагает нам в этом сезоне Театр оперы и балета. Сезон там открывается 27 сентября «оперным балом» (по терминологии худрука театра Сергея Боброва) «Штраус-Гала». Для любителя классической музыки этот спектакль обещает стать настоящим пиршеством духа — спектакль составят из популярных оперетт Иоганна Штрауса и канкана Жака Оффенбаха... Чуть позже зрителям покажут «Гусарскую балладу», поставленную по мотивам одноименного фильма. Бобров затруднился назвать жанр, в котором будет выполнен этот спектакль, зато похвастался несколькими десятками стреляющих пушек и тому подобными чудесами декорации. В конце ноября хореограф из Франции Вера Боккадоро презентует книгу о русском балете и удивит нас одноактным балетом «Моцарт и Сальери». В феврале состоится очередной «Парад звезд в Оперном» и премьера оперы Рахманинова «Алеко». Завершит же сезон могучим великорусским аккордом премьера спектакля «Садко» Римского-Корсакова в декорациях Федоровского.
Короче говоря, автору этих строк впервые в жизни захотелось сходить в оперный театр.
Не будем забывать и о театральных проектах калибром поменьше. Так, скажем, мим-театр «За двумя зайцами» обещает два новых спектакля — детский и взрослый. А уж сколько интересных спектаклей будут весь сезон ваять в полупрофессиональных и любительских театрах! Эх, успеть бы везде!