«Один дурак задаст столько вопросов, что сто мудрецов не ответят»
народная мудрость
«Письмо позвало в дорогу» — был такой жанр в советских газетах. Собственно, его название говорит само за себя. Правда, в отличие от нынешней журналистики, в те времена обычно автор газетного материала досконально разбирался в сути дела... Впрочем, мы-то живём в современную эпоху. В ходе обсуждения предыдущего текста возник важный и содержательный вопрос: каково место (и значение) двоечников в современной системе среднего образования?
Ответ на этот вопрос целиком зависит от того, что именно считать предметом оценивания этими самыми двойками и тройками. Первый вариант — достижения учеников и проделанную ими работу; второй — работу самой школы. В перестроечные времена в учительской и педагогической среде ходил даже такой лозунг — Школа без двоечников. Лозунг, как оказалось, утопический. И, как всякая утопия, оказавшийся скорее вредным — в достаточно долгой перспективе, — чем полезным.
Итак, что делает школа? Я имею в виду — чего родители хотят и ждут от школы? Чего хотят и ждут от школы ученики? Ну, с этими вторыми всё просто: поскольку всеобщее среднее образование у нас является обязательным, постольку ведущим является простое соображение — надо. Необходимо. Заставили. Нельзя не ходить. А вот что хотят родители?
Ответ на этот второй вопрос не то, чтобы сложен, но слишком разнообразен. Едва ли можно сказать, что есть родители, которые желают зла своим детям — по крайней мере, раннего школьного возраста1. Немалая часть родителей видит будущее своих детей таким, что в нём просто жизненно необходимо хорошее образование (что бы кто ни понимал под этим словом). Может быть, даже все. Разница начинается с того момента, когда родители и школа расходятся в представлении о сотрудничестве друг с другом по поводу того или иного ребёночка...
Тринадцать лет я отсидел членом комиссии по делам несовершеннолетних Железнодорожного района нашего славного города (теперь эта штука называется Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав). Заслушивал протоколы, выслушивал объяснения этих самых учеников и их родителей, терпел нотации различных членов комиссии и невразумительное мямленье опекаемых. Иногда, к слову, некоторым из них удавалось помочь. Примерно каждому третьему, может быть, четвёртому. Или даже меньше; но думать-то хочется лучше!...
Главный итог моих наблюдений за теми административно наказанными состоит в следующем: есть (и немалочисленная! И до сих пор!) категория родителей, которых условно можно назвать больные советским образом жизни. Болезнь выражается в удивительном сплаве инфантилизма и социального паразитизма. Если отбросить словесную шелуху, то смысл любых их объяснений по поводу нерадивости их чад сводился к следующему: мой ребёнок одет, обут, накормлен-напоен и в школу отправлен! Чего ещё вы от нас хотите?
По-видимому, для такой категории школьников (как ни печально это звучит) двойка является «естественной» оценкой. Естественной означает адекватной. Увы! Эта двойка оценивает всё вместе: и работу ученика, и стиль жизни родителей, и, как ни печально, работу школы. Только я лично склонен считать вклад школы в становление такого рода двоечников самым малым из всех выше перечисленных.
Так как же быть с перестроечным лозунгом Школа без двоечников? Берусь утверждать, что современное развитие и педагогической теории, и педагогической практики — по крайней мере, в нашем городе и крае — таковы, что любые учебные трудности у (почти) любого ученика могут быть преодолены. Бывают, конечно, исключения, но не о них речь. На то они и исключения, чтобы обсуждать их отдельно. Для остальных можно обеспечить освоение требуемого учебного материала в объёме и с качеством, гарантирующем то, что раньше называли твёрдой тройкой.
И двойка (оценка, в смысле) имеет полное право на существование в современной школе. Ну, если она, конечно, честная. И не является инструментом неоправданных репрессий. Вопрос о роли каждой из сторон — школы, ученика и родителей — в появлении двойки требует индивидуального анализа. Другое дело, что из такого анализа иногда никакого «синтеза» вырасти не может. Но что поделать! «Нет в мире совершенства» ©
________________________
1 Существует известная максима, которая гласит, что мы любим своих внуков, потому что надеемся, что они отомстят нашим детям за нас...
Михаил Садовский