Главная
>
Статьи
>
Фотограф Додо

Фотограф Додо

25.11.2011
19

Когда я готовила небольшие лекции об истории фотографии для школьников, мне выпала радость находить удивительные и особенно красивые снимки. Середины 19 века, начала 20-го. Когда фотография все еще пробиралась в культуре на ощупь, присматриваясь к своей предшественнице — живописи и в то же время осознавая себя как отличное от нее искусство. В одной из книг по истории фотографии меня тронул даже не снимок — негатив, на котором была изображена маленькая девочка, стоящая у стены и погруженная в себя. И подумалось, будто я знаю ее. И будто не только я. Подпись под негативом помогла ощущениям: автором снимка был Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный нам как Льюис Кэрролл. А девочкой была Портер Марион Терри, хотя напоминала она ту самую Алису из той самой Страны Чудес. Мечтательную и по-детски взрослую.

Льюис Кэрролл, портер Марион Терри (1865)

Немногие знают, что Льюис Кэрролл не только писал полные шарад и загадок детские книги, преподавал в Оксфорде, но и всерьез увлекался фотографией. В период с 1856 по 1880 год он не расставался с камерой и сделал более тысячи снимков, многие из которых по праву вошли в историю фотографии. Снимать в те времена было непросто: фотографии проецировались с огромной выдержкой на стеклянные пластинки, покрытые коллодиевым раствором, которые нужно было проявлять немедленно после съемки. Здесь было не обойтись без самоотверженности и терпения, которых, как отмечают составители фотоальбомов Кэрролла, писателю было не занимать. Доджсон стал уважаемым фотографом-любителем, потому что понимал фотографию как искусство и вкладывал в нее свое видение красоты, уделяя большое внимание композиции, непринужденности и естественности человека в кадре, психологии портрета.

Льюис Кэрролл, Алиса Лидделл (1858)

Чудаковатый математик с легкой асимметрией лица, Кэрролл снимал коллег и друзей, а также многих знаменитостей своего времени — Теннисона, Данте Габриэля Россетти, великую актрису Эллен Терри, с которой был связан многолетней дружбой, Фарадея, Томаса Гексли. Но большая часть его работ — фотографии маленьких девочек, с которыми он дружил, и среди которых была известная Алиса Лидделл — прототип книжной Алисы. Для викторианской Англии изображение детей, даже полунагих, не было запретным. Поэтому матери маленьких девочек разрешали Кэрроллу делать портреты дочерей, не видя в этом ничего предосудительного. Так писатель собрал целую коллекцию снимков, на которых запечатлел неокрепшую, еле уловимую, но особенную и сильную красоту, такую, которая бывает только у маленьких детей. Любопытных Алис из Страны Чудес.

К сожалению, модернистский 20 век вульгарно трактовал стремление писателя запечатлеть и телесное и душевное совершенство детей как педофилию. И, несмотря на то, что сегодня Кэрролл признан одним из сильнейших портретистов викторианской эпохи, культурное пятно до сих пор осталось на личности Доджсона. Хотя его портреты маленьких девочек — это целый мир, печальный, трогательный, загадочный, мечтательный. Внимательный и немного грустный взгляд Кэрролла на внутренний космос маленьких детей позволил математику создать великие книги и так перекликающиеся с ними великие снимки. В каждой его детской фотографии — маленькая Алиса, с ее «а отчего?», «а как?», «а как бы!», «ух!», с ее задумчивостью и любопытством. А еще в фотографии Кэрролла есть настоящая дружба между большим человеком и человеком маленьким.

Анна Мерзлякова

Рекомендуем почитать