Главная
>
Статьи
>
Олимпийцы среди нас

Олимпийцы среди нас

16.12.2011
20

«Зачем кружится ветр в овраге,
подъемлет пыль и лист несёт,
когда корабль в недвижной влаге
его дыханья жадно ждёт?».



© А.С.Пушкин

 

 

 

 

В прошлом тексте я рассказал про тринадцатую Открытую зимнюю олимпиаду Красноярской летней школы. Один из читателей задал вопрос, считаю ли я олимпиаду счастьем. Вопрос странный — либо Читатель делает вид, в качестве полемического приёма, что не понимает метафор, либо действительно их не понимает. Что ж, если верен первый вариант, то тогда этому Читателю прямая дорога на второй курс факультета журналистики. Можно даже в СФУ. Если верен второй вариант, то тогда Читатель представляет собой интересный объект для академических штудий. По психологии, к примеру.

При всём при том, вопрос — надо отдать должное Читателю — может быть прочитан вполне осмысленным образом. Что и подвигло меня на его толкование. Зачем вообще нужны олимпиады? Ну, со спортивными всё ясно: это шоу-бизнес и политика. А если отказаться от политики, то что останется? Для облегчения понимания продолжу ряд: а зачем нужна «Формула-1», показы мод или чемпионат мира по шахматам? Ведь очевидно, что прямой утилитарной пользы они не имеют: никто не будет ходить по улицам Красноярска (да и Парижа или Берлина, поверьте мне!) в тех одеждах, которые демонстрируют по показах мод. Никто и никогда не будет ездить по нашим улицам на машинках, истошно верещащих в телевизоре во время трансляций этой самой формулы... И даже в шахматы никто не станет резаться лучше или хуже: как играли пенсионеры на лавочках, так и будут играть. Что, кстати, само по себе очень даже хорошо!

Ответ более или менее прост: такого рода соревнования и даже спортивная Олимпиада, при всей её искажённости в сторону современной химии и фармакологии, задают очень правильные ориентиры — они показывают будущее; открывают новые горизонты. Случится то будущее, не случится — мы не знаем. Но мы можем ориентироваться в своим пути вперёд.

Вот примерно те же цели стоят и у учебных олимпиад. Очевидно, что подавляющее большинство учеников общеобразовательных школ никогда в своей жизни не решат и двух олимпиадных задач. Ну и что? Но зато мы можем отчётливее понимать, в каком направлении надо работать со школьниками, чтобы число тех, которые успешно решают, было побольше.

В общем, благость и прочие достоинства от проведения различных олимпиад или иных соревнований (а хотя бы и показа мод!) хотя бы в первом приближении ясны. Открытым остаётся вопрос об издержках. По-русски сказать, какие опасности подстерегают школьников, которые участвуют в олимпиадах? Вопрос совсем не праздный: трудности «послеспортивных» судеб немалого числа спортсменов, достигших наивысших ступеней в спортивной карьере, хорошо известны. Ждёт ли что-нибудь подобное школьников, участвующих в предметных школьных олимпиадах? Берусь утверждать, что нет.

Главная опасность от обычной школьной предметной олимпиады — это неправильный выбор своей карьеры или образовательной траектории. Это как максимум. Но, как известно, всякий яд — он же и противоядие: если заранее попробовать на более лёгких этапах, всегда можно здраво оценить свои силы и возможности. И есть у школьных предметных олимпиад еще одно важное достоинство: они — в отличие, например, от спортивных олимпиад — развивают в молодых людях навыки, умения и способности, которые имеют существенно более широкое поле применения, чем навыки спортивные. Ни боже мой, не имею ничего против спортивных олимпиад, а равно и соответствующих соревнований более низкого уровня для школьников. Даже напротив, если они здоровье не губят. Но куча примеров впрямую доказывает, что навыки успешной и эффективной интеллектуальной работы имеют универсальный спрос...

Ввиду приближающейся Олимпиады КЛШ в этот раз будет богатый букет задач. Поскольку программное обеспечение интернет-газеты Newslab.ru не очень приспособлено для писания формул, постольку этот букет каждый может себе скачать сам. Это файл в формате pdf; для чтения понадобится Adobe Reader, что, впрочем, и так все тут знают. Итак, все на Олимпиаду! В воскресенье, 18-го декабря, регистрация участников начинается в 11 часов! Адрес простой: пр.Свободный, 79, СФУ — это где был классический университет.

Михаил Садовский

Рекомендуем почитать