В соответствии с приказом Минтранса, с 1 января 2012 года в России должны быть введены нормы Федеральных авиационных правил о выполнении полетов в гражданской авиации, согласно которым самолеты Ан-24, Ту-134, Як-40 и другие должны быть оборудованы системой предупреждения опасного сближения с землей с учетом рельефа местности. Последние два самолета обязали дополнить еще и системой предупреждения опасного сближения в воздухе. Сухая федеральная новость вызвала у краевых авиаторов приступ паники.
Правда, осенью прошлого года все немного расслабились — региональным авиакомпаниям, а именно в регионах и пользуются старенькими «Анами» и «Яками», дали отсрочку.
— В ноябре прошлого года был принят приказ о внесении изменений в нормативный документ, который обязывает производить переоборудование самолетов. В соответствии с изменениями эти требования вступают в силу с 1 июля 2012 года — то есть сроки продлили на полгода, — рассказывает пресс-секретарь краевой авиакомпании «КрасАвиа» Анастасия Гамеза.
В итоге тогда же, с ноября, в авиакомпаниях закипела работа. В той же «КрасАвиа» на данный момент переоборудовано четыре пассажирских самолета — один Ан-24 и три Ан-26. Также переоборудованы два вертолета. Один Ан-24, два вертолета и два грузовых Ан-32 сейчас находятся в процессе. В планах «КрасАвиа» переоборудовать еще 26 вертолетов. Именно на их первостепенной модернизации настаивал министр транспорта страны Игорь Левитин в конце прошлого года. Сейчас в эксплуатации авиакомпании находятся три Ан-24, четыре Ан-26 , два Ан-32. Плюс 29 вертолетов.
Кстати, тот самый пока единственный переоборудованный Ан-24 именуется «губернаторским». Именно на нем глава Красноярского края совершает полеты. Он новее своих «собратьев по крылу» и, по словам Гамеза, после ремонта. Борт закреплен за губернатором, но используется также и на рейсовых маршрутах. А вот персональный губернаторский вертолет пока новые системы и датчики не получил. Но в «КрасАвиа» обещают, что до июля этот борт обязательно переоборудуют.
При этом известно, что в рамках одной из последних корректировок регионального бюджета прошлого года депутаты согласовали выделение авиакомпании «КрасАвиа» 145 млн руб. именно на установку систем предупреждения столкновения с землей и судами в воздухе. Впрочем, в компании надеются, что эта помощь — не последняя.
— Проблема в компании решается поэтапно и комплексно, — говорит Гамеза. — Понятно, что приобрести все новое невозможно экономически. Мы переоборудуем то, что у нас есть. В это время в краевой администрации рассматривается вопрос об обновлении парка летной техники. Пока ждем ответа.
В другой региональной авиакомпании «КатэкАвиа» также заняты переоборудованием самолетов.
— Процедура идет, переоборудовано два самолета. Планируется переоборудовать шесть машин, далее — по финансовым возможностям, — рассказывает Сергей Агафошкин, заместитель генерального директора по инженерно-авиационному обеспечению «КатэкАвиа». — Вообще у нас 11 самолетов Ан-24, но все мы переоборудовать не будем. Это слишком затратно. Попросту нет экономического смысла.
Стоимость переоборудования одного самолета, по словам Агафошкина, от 4 до 6 млн руб., в зависимости от того, какую аппаратуру устанавливать. Он объясняет новые требования решением властей о необходимости соответствия российского авиационного транспорта стандартам ИКАО (Международная организация гражданской авиации. — Newslab.ru). — У нас ведь своя система была, и старые самолеты не было смысла оснащать дорогостоящей аппаратурой. Должна быть замена самолетам, а не датчикам. Есть Ан-148, но мощности завода не хватает на всех желающих. Кроме того, нет экономической государственной программы по замене судов.
Красноярский авиационный эксперт Андрей Юдин категоричен и даже недобро шутит про новые правила.
— Нужно парк менять, — говорит он. — От того, что появится еще один датчик, ничего не изменится. Грубо говоря — при приближении к земле, перед тем как разбиться, тебе об этом сообщат. Сам датчик ни от чего не спасает.
Смысла переоборудовать самолеты нет никакого — ни экономического, ни технического, — рассказывает эксперт. — Какой смысл тогда в новых правилах? Это такой законный и понятный способ вывести парк. Просто взять и списать такую массу самолетов невозможно, а ограничить «в правах» — вполне логично. Тот же Ан-24 — отличный самолет. Но он устарел и морально, и технически. После всех этих газовых конфликтов с Украиной мы еще к тому же лишились запчастей.
Любопытно, что в прошлом году краевые авиаперевозчики паниковали и даже писали письма главе государства и губернатору края. «Учитывая низкую рентабельность региональных перевозок (не превышает 1 % в год), отсутствие необходимых финансовых ресурсов у авиакомпаний, предлагаемое Минтрансом РФ решение поставит региональные авиакомпании на грань банкротства», приводит газета «Коммерсант» текст прошлогоднего письма.
Теперь они молча и покорно выполняют правила. А значит на «Анах» и «Яках» мы еще полетаем.