Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Шабашники

Шабашники

26.04.2012
6

Поводов для того, чтобы отстучать этот пост, появляется штуки по две-три (в особо урожайные времена — три-четыре) в месяц. Речь идет о гастрольных спектаклях столичных знаменитостей, заезжающих на теплый огонек и хлебосольные харчи в наш далекий сибирский край.

Удивительное дело — буквально на днях размышлял над тем, что за последние пару лет не могу припомнить ни одного действительно хорошего спектакля-визитера. На то же самое, с небольшими поправками, сетуют и знакомые театралы. Может быть, я пропустил что-то? Под «хорошим» подразумеваю, в общем-то, не так много — качественно сыгранную и срежессированную постановку с внятным сюжетом. В идеале, конечно, мечталось бы видеть нечто такое, после чего захочется бросить все и записаться в театральную академию или, например, никогда больше не ходить в красноярские театры. Но... «приезжие», как правило, не дотягивают даже до более скромного уровня — или замечательные, казалось бы, актеры не особенно напрягаются (вспомним московский соляночный «Свои люди»), или сам спектакль глуп и безвкусен, или же просто слаб — как, например, «Пушкин» Сергея Безрукова.

Зрители со стажем просто обязаны сейчас возмутиться и напомнить мне, скажем, о том, как прошлой весной в рамках Норильских сезонов к нам в гости заглянул Московский ТЮЗ. Здесь я спорить не буду, однако попрошу вас обратить внимание на то, что ТЮЗ приехал по приглашению фонда Михаила Прохорова — то есть, не сшибать легкие деньги, а отрабатывать фестивальные обязательства, что в итоге и сделано было с блеском. В ином же случае большие репертуарные спектакли тем же москвичам привозить в Сибирь невыгодно (как я полагаю) с финансовой точки зрения, да и кто в них будет играть, не первый же состав? Антрепризы, моноспектакли и различного рода театральные проекты здесь кажутся более реалистичным вариантом, вот только почему-то качество их сплошь да рядом сомнительно.

За примерами далеко ходить не требуется. Из недавнего — помните, был такой безумный день в самом начале апреля, с тремя гастрольными спектаклями в один вечер? Бывшей супруге известного отечественного барда и чернокожей балерине я тогда предпочел антрепризную комедию «Белла Чао» с Tатьяной Васильевой и Валерием Гаркалиным. В зале был аншлаг — он у нас в городе на приезжих практически всегда (за исключением, может быть, политического ссыльного «Гражданина поэта», отвыступавшегося в полупустом БКЗ), поскольку публика готова платить большие деньги за большие имена (билет стоил, если я не ошибаюсь, от тысячи рублей, при этом еще сто рублей стоила программка к спектаклю — свинство иномировое).

Фабула сюжета такова — мать и дочь оказывают населению, выражаясь казенным языком услуги ясновидения, однако клиентов то и дело распугивает живущая с ними в одной квартире полубезумная бабушка, которая в свои годы сохранила бурный темперамент, любовь к мужчинам, презрение к житейским условностям. Некий бандит-олигарх, вознамерившись исцелиться от неизлечимой болезни, берет семейство в заложники — а старушка под воздействием каких-то космических сил начинает молодеть и «берет власть в семье» в прямом смысле революционными методами.

Интересно звучит, правда? На деле же наблюдалась средненькая и весьма сумбурная комедия, сопровождаемая грубыми звуковыми (типа сирена) и световыми (типа вспышка справа-вспышка слева) эффектами, сыгранная в невзрачных декорациях (самыми выразительными их фрагментами были советский шифонер-раскладушка с портретом Че Гевары на внутренней стенке и ящик-гроб). Бабушка марширует по сцене, распевая коммунистические песенки (кто-то в зале начинал хлопать в такт), дочка кричит, мать крутит глазами, а бандит в финале внезапно исцеляется, прилюдно покаявшись за «пролитую некогда кровь». Среди этого хаоса единственное, что вызывало живой интерес — виртуозное исполнение Васильевой роли безумной старухи, по ходу спектакля преображавшейся из невменяемой старухи в дерзкую юную революционерку. Гаркалин же играл своего бандита-олигарха с очевидной ленцой, иногда позволяя себе очевидные грубости — скажем, пару раз с мстительным выражением лица он выстрелил в партер из бутафорского пистолета.

Честно, я не наблюдал ни одного восторженного лица в пределах нескольких рядов вокруг себя, однако в гардеробе люди обменивались фразами из разряда «хорошо провели вечер». Tо, что посредственное зрелище не вызывает у публики хотя бы тихого негодования — это, конечно, очень плохо, это значит, что гастролеры в очередной раз нас надули.

В первую очередь виной всему, конечно же, конформизм. Tрудно представить, чтобы после дрянной антрепризы зал встал и потребовал вернуть деньги за билеты. Публика избаловала «своих», но и к «чужим» проявляет странное благодушие, граничащее с безволием. Пару недель назад в «Современнике» я смотрел потрясающих по уровню актерской игры «Бесов», после которых зал остался сидеть. Аплодисменты были искренними, но не избыточными. Вторая беда, как следствие конформизма — дурной вкус (или же — совокупность дурных вкусов), который мешает трезво оценивать увиденное, а гастролерам позволяет безнаказанно предлагать провинциалам слабые сюжеты и не выкладываться на сцене.

А самое неприятное, что я сам не знаю, как быть в этом случае. Воспитывать вкус, не вестись на громкие имена и яркие афиши, посадить дерево, отдать сына в театральную студию? А поможет ли?

Вот, завтра приезжает Олег Меньшиков. Будем надеяться, у него будет хорошее настроение.

Рекомендуем почитать