Главная
>
Статьи
>
Культура
>
ДНК: день первый, лаконичный

ДНК: день первый, лаконичный

17.05.2012
5

Первый фестивальный день на ДНК был совсем коротким. Собственно, это даже не день был, а вечер – пресс-конференция по случаю открытия да прочтение одной из пьес программы. Видимо, не желая поддаваться синоптическому унынию, охватившему город, участники конференции повязали себе оранжевые банданы, много улыбались и излучали традиционный для себя оптимизм (особенно оптимистично выглядел гладко выбритый и коротко остриженный Александр Вислов). А вот Оксана Дайнеко бандану одевать не стала, видимо, решив, что та будет плохо гармонировать с деловым костюмом.

Главный режиссер театра Пушкина и художественный руководитель фестиваля Олег Рыбкин напомнил, что четыре года назад в ДНК никто, кроме авторов идеи, не верил, и даже в фонде Прохорова были склонны считать, что это скорее разовое мероприятие. Сейчас же проект включает в себя не только драматургию (к весне фестиваль собирает сливки с других площадок и лабораторий новой драмы), но еще и документальное кино, и поэзию.

Первый замминистра Веселина заявив, что ДНК – это «пример счастливого сочетания творца и бизнеса», тем не менее, не удержалась от того, чтобы напомнить главрежу «Пушки» про то, что ведомство вкладывается в реконструкцию театра и моральной поддержкой дело не ограничивается (до этого Рыбкин поблагодарил фонд за всестороннюю поддержку, а министерство – за моральную). Однако фразу «идеологическое финансирование», которое, по её словам, Минкульт и впредь будет оказывать культурным проектам края, я за изящество занес в блокнотик.

Постоянный эксперт фестиваля Александр Вислов (он, напомню, недавно заезжал к нам на «Театральную весну») назвал ДНК одной из лучших в стране площадок современной драматургии. Набор козырей красноярского фестиваля, по его мнению, таков – серьезный отбор текстов, возможность приглашать к себе лучших молодых драматургов, а также увлеченная и готовая к экспериментам актерская труппа. Еще он говорил про «особенную красноярскую атмосферу» и что-то про встречавших его в аэропорту пионеров, но это было слишком забавно для того, чтобы  в это поверить.

ДНК начинается с пьесы Вадима Леванова, который дал путевку в мир драматургии многим молодым автором (таким как братья Дурненковы, например, или Юрий Клавдиев). Прошлой зимой Леванов умер после долгой и тяжелой болезни. Завершается же все в воскресенье спектаклем «Путешествие Алисы в Швейцарию», рассказывающим о проблеме эвтаназии – и это, по словам Рыбкина, образует некий сверхсюжет нынешнего фестиваля. «Право человека уйти из жизни - это, наверное, не самая веселая тема, но веселые спектакли в программе тоже будут, не сомневайтесь», - пообещал Олег Алексеевич, и в этот момент стало ясно, что дождь утром шел не просто так.

После этого зрителям свое прочтение пьесы «Про коров» представил режиссер Семен Александровский, которого Александр Вислов с легкой руки окрестил «ветераном прочиточного движения». Критик Олег Лоевский признался, что вещь эта исключительно фестивальная, написана была по заказу телекомпании, а потом принялась кочевать по различным уголкам Родины в формате полузакрытого показа.

Фабула пьесы бесхитростна - на разорившемся после судебной тяжбы сельхозпредприятии от голода умирают коровы. Корреспонденты с подачи сердобольного фермера снимают про это сюжет, после чего растрогавшаяся общественность выкупает несчастных животин. При желании в пьесе можно найти глубокие философские смыслы – так, после показа участники долго дискутировали о том, что такое свобода и почему современный человек жаждет с ней расстаться, какое отношение умирающие с голоду коровы имеют к митингу на Болотной площади, и т.п. – но я бы предложил этого не делать. Забавный и очень выразительный портрет внутренней кухни новостной телепрограммы, живописные портреты обывателей-телезрителей, которые смотрят ящик в поисках «божественного месседжа» или просто чтобы быть в курсе, сам по себе не несет высказывания такой плотности, чтобы его можно было счесть остросоциальным.

Сложность заключается в том, что интерлюдии, синхроны и перебивки, будучи обыгранными так, как это обозначено в тексте, неизбежно превращают спектакль в клип, а потенциального режиссера – в мастера видеомонтажа. Пьеса напоминает текстовку к мультимедийному проекту, в котором собственно драматический перфоманс – лишь одна из частей сложного аудиовизуального механизма. Александровский же ограничился тем, что разбил явления световыми вспышками, да позволил актерам слегка покомиковать. В результате ни один из типажей не удалось воплотить натурально, а юмор внешний вытеснил упрятанный в текст сарказм. Некоторые персонажи – например, смазливый и манерный телеведущий – вообще не соответствовали действительности, что странно смотрелось в пьесе, написанной в технике вербатим.

В общем, первый блин вышел скорее комом – с другой стороны, это только начало. «Дальше будет лучше», - пообещал Олег Рыбкин, и эта его цитата звучала куда оптимистичнее предыдущей.

Фестиваль «Драма. Новый Код» начался с пьесы о том, как делают новости

Рекомендуем почитать