Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Я буду там для тебя

Я буду там для тебя

31.05.2012
17

В последнее время неторопливо пересматриваю по порядку «Друзей». Отчасти по тому, что последние несколько дней валяюсь с температурой (а когда валяешься с температурой, ничего лучше «Друзей» в плане досуга нет, проверено на практике несколько раз), а отчасти – ну, интересно же, в чём конкретно тут феномен.

А феномен действительно есть – ведь при всей своей внешней простоте конструкции, «Друзья» по-прежнему титанически высятся даже на фоне всех последних достижений сериалостроения, захвативших умы куда большего количества зрителей, чем следило за сериалами в золотые времена эфира «Друзей». И не просто высятся – они как-то по умолчанию становятся всё важнее с возрастом (ну, в смысле, не они стареют, а ты взрослеешь и с возрастом открываешь в них всё больше важного), это раз. А два – мало какой другой сериал вызывает столь единодушный отклик у столь огромного количества людей, причем людей часто с очень разными кинематографическими пристрастиями.

В общем, сейчас, находясь на середине третьего сезона, я могу поделиться следующими выводами. Во-первых, «Друзья» основательно поработали над собственно жанром классического ситкома (воплощенного, скажем, в сериалах «Женаты с детьми» или «Два с половиной человека») – они его словно открыли настежь и впустили в него будничность. То есть, нет, шутки по прежнему сыпятся строго по метроному, и герои регулярно прибегают к чисто сериальным аффектированным жестам – но в то же время в их разговорах, поведении, проблемах есть абсолютная житейская честность. И, насколько я понимаю, то, как всякие апатовские ребята уже в нулевых продолжили это движение на сближение комедии с будничной реальностью – это как раз под влиянием «Друзей» было и благодаря «Друзьям». Дверь была открыта, и люди в неё пошли.

Это раз, а два – если присмотреться, получается, что «Друзья» - в принципе такая исчерпывающая энциклопедия для взрослых о том, как жить в современном мире. Круг вопросов, который в сериале рассматривается – он же абсолютно понятный любому человеку более-менее схожего с героями возраста. Работа, любовь, деньги, семья. Причем не в абстракции даже, а очень конкретно, в детально проработанных пунктах. Что делать, если твои родители – самовлюбленные эгоисты, оказавшиеся на грани развода. Ты устроил лучшего друга к себе на работу, а он создаёт там тебе проблемы. Жил-жил с женой счастливо, а она оказалась лесбиянкой и ушла к другой. Тебе предлагают отличную работу, но за это надо с кем-то переспать. Влюбилась в человека, а он – лучший друг твоих родителей. Спишь с любимой вместе, она любит обниматься и спать так, а тебе хочется какого-то пространства на кровати. Ну и так далее и так далее – в каждой серии кто-то из героев оказывается в ситуации необходимости некоторого выбора, которая вполне может возникнуть в жизни каждого.

И вот тот момент, каким образом авторы танцуют вокруг совершения этого выбора – самый смешной. Они там, с одной стороны, очень чётко дают понять, как надо поступать правильно – и это всегда именно что правильный вариант, с этих позиций «Друзей» и правда можно считать образцовым учебником по поведению для среднего и старшего возраста. Но с другой, так же наглядно показывают, что далеко не всегда получается выбирать правильный вариант – иногда потому, что на этом отказе от правильного в ползу неправильного у авторов получается смешнее, а иногда и по внутренним причинам.То есть, тебя 20 с небольшим минут смешат до коликов, а параллельно незаметно учат и тому, как надо жить, и тому, что не всегда получается, как надо. Здорово, я считаю.

 Сергей Мезенов 

Рекомендуем почитать