В голове у российского обывателя в отношении государственной и частной медицины намертво закрепился стереотип: первая — бесплатная, но зачастую некачественная и почти недостижимая (вспоминаем очереди в поликлинику), а вторая — доступная, современная, но — очень дорогая. Однако с включением частных клиник в систему обязательного медстрахования и госпрограммой по модернизации лечебных учреждений, все эти характеристики основательно перемешались между собой.
4 июня в Красноярске представители минздрава и коммерческих клиник обсудили уровень развития и перспективы частной медицины края. По словам начальника отдела планирования объемов и стандартизации медицинской помощи министерства Татьяны Голубевой, на сегодняшний день в регионе функционирует около 400 частных медицинских учреждений. По статистике, их услугами в среднем пользуются 10% населения. Большинство частных клиник — стоматологии, а также учреждения, предоставляющие диагностические услуги (УЗИ-кабинеты и т.п.). Кроме того, популярностью пользуются платные консультации узких специалистов, дефицит которых наблюдается в государственной медицине.
С полисом — к частному стоматологу
Именно ввиду высокой востребованности некоторых медицинских услуг в последние несколько лет в России развивается практика сотрудничества частных клиник со страховыми компаниями, в рамках которой граждане с полисом ОМС или ДМС получают возможность проходить диагностику и лечение различных заболеваний в коммерческих организациях бесплатно. То есть, деньги, конечно, врачам поступают — но от страховщиков.
Так, на сегодняшний день 39 частных клиник Красноярского края работают в системе медицинского страхования. Это означает, что при отсутствии специалиста или необходимого диагностического оборудования в поликлинике или другом государственном лечебном учреждении, пациента могут направить, к примеру, в частную стоматологию. Как отметила Голубева, информацию о подобных возможностях жители края могут получить у своего лечащего врача в поликлинике по месту жительства.
По словам руководителя клиники «МедиДент» Тараса Фурцева, такая система выгодна и бизнесменам, и пациентам: первые получают постоянный поток клиентов, а вторые — качественную медицинскую помощь. Однако не всё пока идет гладко, сетуют предприниматели, в первую очередь из-за непривычных для частников объемов бумажной отчетности перед государственными контролирующими структурами. Представитель минздрава Татьяна Голубева прокомментировала такие жалобы довольно резко: «Если кого-то из руководства частных клиник не устраивают наши условия — они могут с нами не работать. Мы ведь тоже во всем отчитываемся перед государством!». Руководитель отдела международных отношений НП «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения» Юлия Голонова отметила: «В Германии сейчас идет активная борьба с бюрократией в медицине. Там делают все, чтобы врачи не тратили время на заполнение бумаг, а качественно осматривали пациента». Спрогнозировать, когда так же станет и в России, где врачи, как известно, умудряются осматривать пациентов, не отрываясь от писанины, участники круглого стола не взялись.
Цены в клиниках непредсказуемы
Удивительно, но представители частной медицины, которые уже имеют опыт сотрудничества со страховыми организациями, не высказывают замечаний о тарифах за «бесплатных» пациентов. То есть, формально клиники получают по полисам ОМС те же деньги, что и муниципальные врачи — и их это устраивает. И, кстати говоря, по словам руководителей частных клиник, зарплаты их подопечных не так уж сильно отличаются от тех, что получают «государственные» доктора. Отчего же, в таком случае, столь разнятся цены? К примеру, консультация у узкого специалиста, согласно прайсам на сайтах клиник, может составлять от 300 до 4000 рублей за первичный прием. По словам директора Института поликлинической медицины «Альтермед» Михаила Шапрана, как-то «усреднить» такой разброс невозможно — ведь каждая клиника формирует цены с учетом своих специфических расходов. «Некоторые хозяйствующие субъекты вынуждены окупать недавно приобретенное дорогое оборудование, другие — вкладывают в стоимость затраты на создание комфортной обстановки для пациентов. Это может быть, например, качественный ремонт, нескользкие полы, оптимизированная система защиты персональных данных и многое другое».
К тому же, руководители частных клиник готовы выделять значительные средства на обучение своих специалистов. Последним зачастую оплачиваются курсы повышения квалификации и присутствие на значимых специализированных конференциях. Государственная система здравоохранения, как правило, не может обеспечивать обучение врачей вне обязательных циклов последипломного образования.
Врачи на два фронта
Вместе с тем, специалисты единодушно отмечают, что в большинстве своем врачи частных клиник Красноярска по совместительству подрабатывают и в государственных учреждениях. Поэтому сравнивать эти две системы по качеству оказания медицинской помощи довольно проблематично: иногда личные качества доктора куда важнее обстановки, в которой он принимает пациентов. И последние идут за специалистом, пренебрегая ремонтом или техническим оснащением конкретного учреждения.
Кроме того, по словам Татьяны Голубевой, оборудование, которое закупается сегодня для государственных медучреждений, зачастую не только не уступает, но и превосходит по качеству и техническим характеристикам то, что готовы предложить клиентам частные клиники. Не стоит забывать, однако, что этот пример справедлив в первую очередь для федеральных центров, подобных перинатальному или онкологическому, бюджеты которых несопоставимы с финансированием обычных поликлиник и больниц Красноярска и края.
Тем не менее, сегодня медучреждения региона, вне зависимости от их формы собственности, находятся в состоянии достаточно тесного взаимодействия. Так, пациентов частных клиник, заболевания которых требуют высокоспециализированной медицинской помощи, безо всяких проблем принимают на последующее лечение в государственные учреждения края. Речь идет, например, о коронарном стентировании, осуществляемом пока лишь на базе краевой больницы или федерального кардиохирургического центра. А краевой онкологический центр время от времени проводит семинары для врачей самых разных специальностей из любых учреждений города, способствующие ранней диагностике опухолей.
В заключение встречи участники круглого стола затронули тему создания саморегулируемого профессионального сообщества — однако договориться до чего-то документально оформленного в этот раз не успели. Частники попросили держать их в курсе событий и выказали готовность участвовать в обсуждении значимых решений на уровне министерства. Чиновники — пообещали предоставить всем желающим такую возможность. На том и разошлись.
Ольга Дарсавелидзе, интернет-газета Newslab.ru