Накануне в Красноярске прошло заседание круглого стола, посвященного экологической защите реки Енисей от вредного влияния краевых предприятий. Оказалось, что по-крупному загрязняют водоем всего лишь несколько субъектов большого бизнеса. Это доказали экспертизы надзорных органов — природоохранной прокуратуры и Росприроднадзора. Также в ходе беседы выяснилось, что эти виновные — довольно крупные компании — тратят на экологическую защиту сущие копейки.
Редкая встреча экспертов и представителей общественности по той или иной проблеме начинается с конкретики. Обычно создается впечатление, что участники собрались просто поболтать. Но тон вчерашнему общению сразу задали серьезные люди, которые слов на ветер не бросают.
Главный прокурор краевой природоохранной прокуратуры Александр Вигель признал — на реке Енисей «у нас часто возникают нефтяные проявления на водном объекте в районе причальной стенки Центрального филиала „Красноярскнефтепродукт“».
— Была проведена проверка. По ее результатам юридическое лицо и должностные лица были привлечены к административной ответственности. Более того, в связи с тем, что не исполнялись требования управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, нами был заявлен иск в Ленинский суд города Красноярска, — поведал Вигель. По его словам, суд обязал ОАО «КНП» провести проектно-изыскательские работы, а также в дальнейшем выполнить проект и провести рекультивацию земельного участка.
Компания все предписания и обязательства стойко выполнила, и сейчас официально к ним нет никаких претензий. Правда, на это представители Енисейского бассейнового водного управления отметили: то, что масляные пятна на реке появляются — всего лишь полбеды. Главная проблема — содержание нефтепродуктов, растворенных в воде Енисея. А их концентрация, по экспертной оценке специалистов управления, превышает предельно допустимые значения в несколько раз.
В ходе проверки было установлено — под филиалом Центральный «Красноярскнефтепродукта» (территория нефтебазы) участок земли загрязнен, а под землей, возможно, образовалась так называемая линза из нефтепродуктов.
К слову, загрязняет Енисей аналогичным образом и Красноярский речной порт, который расположен рядом. Компании также предписано проводить мероприятия, которые остановят вредные выбросы в реку.
Борис Медведев, глава красноярского управления Росприроднадзора, рассказал о том, что Енисей загрязняют по-мелкому и по-крупному. И если первое — это сбросы ливневок и последствие использования транспорта, то второе — это накопленный экологический ущерб. К нему и относится та самая линза под филиалом Центральный ОАО «КНП», существование которой предполагает экспертное сообщество. Участники дискуссии, справедливости ради, отметили — загрязнение это историческое, нынешняя деятельность компании к нему отношения не имеет. Но, как собственник территории, руководство просто обязано принимать хоть какие-то усилия по предупреждению ежегодных загрязнений. Пока же все экологические действия на КНП проводятся только по предписанию надзорных органов. При этом все это — лишь косметические меры, латание дыр. Серьезной, конкретной и планомерной работы, которая бы решила проблему раз и навсегда, никто не ведет. Та же история и с речным портом.
Глава Красноярского речного порта рассказал, что на экологические мероприятия компания потратила за прошлый год около 3 млн руб. За «Красноярскнефтепродукт» отчитывался член Совета директоров Владислав Гершкович.
— Хочу сказать, как член Совета директоров, что руководству «Красноярскнефтепродукта» я не раз ставил вопросы, касающиеся экологии. Компания более чем на 70 процентов принадлежит краю. Но ни у кого из членов Совета директоров, ни у генерального директора нет стратегического плана действий. Причем не только по теме экологии, но и по финансово-экономической деятельности в общем. Правильно сказали представители надзорных органов — мероприятия компания проводит, но стратегического плана нет. Когда-то он был — за последние десять лет на берегах Енисея было закрыто около 30 нефтебаз. Условно говоря, государство работало над очисткой Енисея, — высказался он. — Могу вам точно сказать — сейчас и директор компании, и члены Совета директоров находятся в состоянии прострации. Вот вы говорите, что есть предписания, есть решения суда, и они выполняются. Но более предписанного ничего не будет предприниматься до тех пор, пока команду не отдадут власти. При этом у «Красноярскнефтепродукта» есть хорошие резервы для осуществления экологической работы. Допустим, на природоохранную деятельность на 2013 год запланировано 1 млн 600 тыс руб. А на непонятную для меня финансовую помощь красноярским организациям запланировано 60 млн рублей».
Логично, что если финпомощь особых дивидендов компании не приносит, то перераспределение средств на экологическую безопасность заметно бы улучшило ситуацию с сохранением чистой воды в Енисее. На эти деньги Гершкович предложил привлечь несколько групп ученых, которые после проведения исследований скажут, как сделать землю под нефтебазой чистой и безопасной для реки. А пока же выход один, да и то малореальный — это перенос нефтебазы в другое место. Сколько на это потребуется денег, и из каких источников они появятся — сказать никто не решится.
— На сегодняшний день менеджмент вплотную обсуждает момент переноса нефтебазы, — продолжил Гершкович. — При постановке задачи от основного собственника — администрации Красноярского края — у компании есть необходимый экономический ресурс на это. С управленческим ресурсом, конечно, пока есть проблема. Но мы, к сожалению, зависим фактически от указаний администрации края. Потому что ни Совет директоров, ни генеральный директор ничего самостоятельно делать не будут. Разве что только по решению суда и предписаниям соответствующих органов.
И вот лишь один факт: перенос нефтебазы, может быть, и возможен. Но оказалось, что это полдела. Чтобы провести рекультивацию земли, на которой она сейчас находится, необходимо будет изъять грунт — или простыми словами вывезти землю — глубиной в 50 метров.
Обсудив описанную Гершковичем ситуацию, участники круглого стола пришли к выводу — действительно, без желания власти проблему не решить. Именно поэтому проект резолюции с выводами, полученными в ходе заседания, было решено направить, в том числе, и губернатору края Льву Кузнецову. Кроме того, была озвучена идея организации общественного контроля — своего рода «патруля» из экологов, который получит возможность свободно находиться на нефтебазе и контролировать безопасность ее работы. Гершкович, как член Совета директоров ОАО «КНП», идею поддержал и пообещал передать доводы руководству компании на заседании Совета, которое было назначено на вчерашний вечер.
И как сегодня стало известно интернет-газетеNewslab.ru, Совет директоров «КНП» поручил Владиславу Гершковичу и председателю Совета директоров Владимиру Суроткину разработать специальную программу взаимодействия с общественностью по экологическому мониторингу деятельности ОАО «Красноярскнефтепродукт».