Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Галина Татаренко: «Нарушения речи нужно исправлять до школы»

Галина Татаренко: «Нарушения речи нужно исправлять до школы»

02.10.2014
9

Более половины детей к школьному возрасту подходят с различными нарушениями речи. Такие данные из собственной практики приводит Галина Татаренко, учитель-логопед высшей квалификационной категории со стажем более 22 лет, специалист клиники восстановительной терапии «Бионика». В чем причины такой удручающей статистики, и какими проблемами в будущем может обернуться не поставленная в раннем детстве речь, она рассказала в интервью Newslab.ru.

Галина ТатаренкоГалина Александровна, что подразумевается под нарушениями речи у ребенка, и можно ли их как-то предотвратить?

Самые распространенные случаи — нарушение звукопроизношения, общее недоразвитие речи — это когда у ребенка страдает еще и структура речи, бедный словарный запас, нарушены грамматические категории. Может быть также фонетико-фонематическое недоразвитие — физически слух сохранен, но ребенок не различает, путает звуки.

К сожалению, эти и другие нарушения могут стать следствием многих факторов, предусмотреть которые очень трудно — причиной может быть сложная беременность и заболевания во время нее, проблемы в течение родов, наследственность, плохая экология. Причин много и от них никто не застрахован. Однако, к счастью, речевые нарушения можно исправить — главное, вовремя их диагностировать и принять меры.

Встречаются ли случаи, когда медицина, что называется, бессильна?

Каждый случай индивидуален. Если проблема не усугублена нарушениями интеллекта, физиологическими изменениями артикуляционного аппарата, нарушениями слуха и зрения, то при желании родителей и ребенка, и с помощью специалиста есть возможность все исправить. Хотя в любом случае нельзя опускать руки — ведь даже при каких-то дополнительных осложнениях, можно, как минимум, улучшить состояние речи ребенка.

Вы сказали, что больше половины детей приходят в школу с нарушениями речи. Отчего это происходит? Родители не уделяют должного внимания проблеме?

Одна из главных причин в том, что многие родители сегодня не имеют возможности отдать своего ребенка в ясли, детский сад, где с ними работал бы учитель-логопед и вовремя диагностировал нарушения речи. Детишки вынуждены сидеть с мамами, нянями, бабушками, которые, не будучи специалистами, могут не заметить каких-то отклонений в развитии. Более того, многие родители, особенно, у которых единственный ребенок, склонны превозносить его достижения и отказываются замечать какие-то недостатки. Соответственно, они не воспринимают нарушения речи ребенка как что-то нездоровое — то, что нужно исправлять. Поэтому, конечно, родители, особенно, те, у кого ребенок не посещает дошкольное учреждение, должны сами тщательнее следить за его здоровьем и вовремя обращаться к специалистам.

А как определить, что у ребенка нарушения речи, и в каком возрасте его в принципе нужно показать логопеду?

Каждый родитель должен твердо запомнить, что на первичный осмотр к логопеду ребенка необходимо привести в три года. И то, это в том случае, если они ранее сами не заметили у него каких-то отклонений. Дело в том, что становление речи долгий и сложный процесс. В каждом возрасте свои критерии, и то, что в два года считается нормой, в три уже будет нарушением. К примеру, к одному году ребенок должен владеть 3-4 лепетными словами, соотносить образы с конкретными предметами, владеть жестами, понимать простые инструкции, улавливать интонации. К двум годам в арсенале ребенка должны быть уже простые предложения, он должен понимать двухступенчатые конструкции, к примеру, «иди на кухню, принеси чашку». Словарный запас должен быть, минимум, пятьдесят слов. К трем годам все еще более усложняется — появляются грамматические формы предложений, более развитые речевые конструкции. И так далее. Поэтому осмотр у логопеда в три года — это установленная норма, но если вы видите, что в два года ребенок у вас молчит — уже нужно вести его к специалисту.

В чем заключается лечение нарушений речи?

Правильнее говорить — коррекция, потому что медикаментозное лечение и операции применяются только в тех случаях, когда, кроме собственно речевых проблем, есть еще и какие-то физиологические нарушения и органические поражения головного мозга.

Коррекционный курс проходит в несколько этапов: сначала идет диагностика нарушения, потом подготовительные мероприятия — артикуляционная и дыхательная гимнастика, затем развитие слухового восприятия — обучение способности слышать, распознавать звуки. И только после этого — когда видно, что артикуляционный аппарат хорошо работает, язык хорошо удерживает нужную позицию — производится постановка звука. В завершение курса закрепляется автоматизация звука — в слогах, словах, предложениях, текстах — от простого к сложному.

Нужно заметить, что коррекция происходит не только на занятиях со специалистом. Ребенку должна быть создана соответствующая речевая среда не только в пределах кабинета логопеда, но и дома. Родителям нужно работать в тесном сотрудничестве с логопедом, находить время заниматься с ребенком, выполнять с ним упражнения, терпеливо и деликатно следить и напоминать, чтобы он правильно произносил звуки. Только в этом случае коррекция пройдет максимально быстро и эффективно.

Кстати, как долго может продлиться курс коррекции?

Галина ТатаренкоВсе индивидуально. Если случай несложный — от месяца до полугода. Дело в том, что логопед работает не только над улучшением звукопроизношения у ребенка. Он решает комплекс задач — развитие связной речи и ее понимание, развитие внимания, памяти, мышления. То есть, затрагиваются все аспекты развития ребенка — чтобы он научился полноценно думать, писать, читать. Этот процесс в каждом конкретном случае может длиться по-разному.

Сложнее ли с возрастом исправлять нарушения речи у ребенка?

Конечно. С годами артикуляционный аппарат формируется, становится не таким подвижным, и изменить его уже гораздо сложнее. Поэтому здесь главенствует все тот же медицинский принцип — чем раньше, тем лучше. В идеале речевые нарушения у ребенка должны быть исправлены в дошкольном возрасте.

К каким последствиям могут привести нарушения речи, не исправленные в раннем детстве?

Нарушения речи влекут за собой целый букет негативных последствий. Во-первых, они приводят к нарушениям чтения и письма — дислексии и дисграфии. К примеру, если у ребенка происходит замена свистящих звуков шипящими и наоборот, и это не исправлено, то он и на письме будет путать соответствующие буквы. Если ребенок в своей речи пропускает звуки, переставляет слоги, не договаривает слова — это также отразится на чтении и понимании прочитанного, а затем и на письме. Соответственно, ребенок не сможет нормально учиться.

Кроме того, у ребенка с нарушением речи могут возникнуть проблемы с общением, он может замкнуться в себе и вообще не желать ходить в школу. То есть прибавляются еще и психологические проблемы. Проще говоря, если не исправлять нарушения речи, на них со временем может нарасти такой слой других проблем, что решить их будет крайне сложно. Поэтому еще раз призываю родителей следить за речевым развитием их детей, вовремя обращаться к специалисту и не пускать решение проблем, если таковые возникли, на самотек.

Как можно попасть на прием непосредственно к вам?

Очень просто. На диагностику ко мне можно записаться по телефону «Бионики» (391) 219-01-10, а также с помощью сайта клиники.

Рекомендуем почитать