Расскажите о себе — где родились, учились, кем работали?
Меня зовут Дэвид Брэддик, я родился в 1967 году в городке Харлоу (прямо дома, кстати — мама решила не обращаться к врачам), он находится всего в 30 км от Лондона. У меня два старших брата и младшая сестра. Я ходил в местную школу до 15 лет, потом пришлось искать работу — папа серьезно пострадал в автомобильной аварии, и семье понадобился еще один кормилец.
Первой работой стали курсы по основам строительства — я научился класть кирпичи, штукатурить. Платили совсем немного — 25 фунтов в неделю (около 2,5 тыс. рублей) — зато я получил много полезных навыков. Потом сменил множество занятий — был охранником в торговом центре, попробовал себя (не слишком успешно) в семейном бизнесе, поработал на фабрике.
В 1988 году, когда мне исполнился 21 год, отец помог с работой — устроил водителем автобуса в Лондон. Пару лет колесил по столице, это была неплохая работа за исключением одного — я стал редко видеться с друзьями. У нас была традиция по вечерам собираться в пабах и веселиться, но так как я часто вечерами застревал в лондонских пробках, то скоро решил бросить столицу и вернуться домой.
Устроился водителем в Харлоу, женился, и в 1994 году мы переехали в деревню Литтлпорт в 30 км от Кембриджа. Сначала водил школьный автобус, потом возил туристов по Европе — особенно мне нравились исторические туры. Я навсегда запомню поездки по кладбищам первой мировой в Бельгии и Франции. Это невероятные места — огромные поля с аккуратными рядами солдатских могил...
Что стало главной причиной переезда в Красноярск? Трудно ли было решиться?
В 2008 году туристическая фирма, где я работал водителем автобуса, выиграла контракт на транспортное обслуживание труппы красноярского Театра оперы и балета. Актеры и музыканты ежегодно выезжали на все лето на гастроли по городам Европы — и во время поездки я познакомился с виолончелисткой из Красноярска по имени Оксана. Мы полюбили друг друга, но в конце лета ей пришлось вернуться домой. Я предлагал ей остаться жить со мной в Великобритании, но Оксана, к сожалению, не могла этого сделать. Дома ее ждали двое детей (11 и 14 лет) и мама, за которой требовался уход.
Так что переезжать пришлось мне. Было ли сложно решиться? Конечно! Я никогда не был в России прежде, я ничего не знал об этой стране. Многие в Великобритании считают Сибирь ледяной пустыней, и всерьез воспринимают все эти шутки о медведях на улицах. Да что там говорить — я тоже так думал, пока не встретил артистов красноярского театра (смеется).
Чего боялись больше всего, когда принимали решение о переезде? Оправдались ли опасения?
Я оставлял в Великобритании своего сына (сейчас ему 21 уже год, он живет с моей бывшей женой), своих родителей, братьев, сестру, друзей. Но в итоге я решился, и летом 2009 года прилетел в Красноярск к Оксане на 3 месяца — на такой срок мне сначала выдали визу.
За это время мы сыграли свадьбу и подготовили все необходимые документы, так что, вернувшись в Великобританию, я сразу подал заявление на следующую визу. И вот, наконец, зимой прилетел в Красноярск уже надолго. Помню свои ощущения — очень нервничал перед поездкой, потому что не люблю холод. Весь полет от Москвы до Красноярска за окном самолета я видел только снег. Летел и вспоминал, как друзья предупреждали «Ну куда ты собрался, там же мороз 40 градусов всю зиму!». Было очень жутко.
Но прожив пару недель в зимнем Красноярске, я быстро понял, что не все так плохо! По сравнению с Великобританией, здесь очень сухой климат, и это делает морозы не такими ужасными. К примеру, английские +5ºС ощущаются намного противнее и холоднее, чем здесь. Здесь +5ºС для меня — это отличная погода, я даже как-то ходил в супермаркет в майке, а мимо шли люди в свитерах и куртках! Так что к погоде и зиме я быстро привык, всё нормально.
Три самых больших различия между Красноярском и вашим родным городом?
- Главная разница между Великобританией и Россией — здесь почти все живут в многоквартирных домах. На родине даже в больших городах люди стараются иметь свой дом — купить или арендовать. Помню, как я ехал впервые из «Емельяново», глядел на коттеджи вдоль дороги и думал, как же замечательно живут красноярцы! Потом въехал в город, увидел тысячу одинаковых многоэтажек и понял, как я ошибался.
Я никогда раньше не жил в квартире, поэтому было непривычно в первое время. Постоянно кто-то шумит с разных сторон, странный вид из окна на первом этаже и всё такое. - Дороги — еще одна большая разница. В Великобритании они очень хорошие, и не только в городах — везде. Качество асфальта, их состояние — можно проехать по всей стране без проблем. Если я замечал самую маленькую ямку на дороге — звонил или писал в местную администрацию и ее чинили в максимально сжатые сроки.
Когда я приехал сюда, то буквально ужаснулся, когда узнал, какими могут быть ямы на дороге! Понимаю, что это Сибирь, здесь плохой климат, морозы, и я даже не знаю, какого качества асфальт используется — хороший или плохой, дорогой или дешевый. Просто не представляю, чем можно объяснить настолько плохое состояние дорог... - Еда! Во всем мире она одна и та же, просто ее готовят разными способами. Скажем, я люблю капусту и мясо, и с удовольствием ел их дома. Но когда вы сворачиваете лист капусты, кладете туда мясо, тушите и называете «голубцами» — я не могу это есть! Мне не нравится их вкус, я пробовал их в нескольких местах — не помогает. Это словно ментальный блок в голове, просто не нравится и всё. Моя жена голубцы, к счастью, не готовит, зато теща иногда ими угощает.
Конечно, я привереда в еде, не скрою. Пробовал борщ, щи, голубцы, ел и думал: «Боже, за что это мне...» Зато очень понравился плов!
Еще был смешной случай в Великобритании, когда я только познакомился с ребятами из театра — они привезли с собой из России много еды, чтобы сэкономить — консервы, доширак, гречку. Еда в Лондоне, и правда, очень дорогая, так что их можно понять. Однажды я зашел в номер к одному парню из оркестра, он готовил гречку и предложил мне. Она выглядела просто ужасно, я не понял, что он мне предлагает, и не стал пробовать!
Мы вообще не едим гречку, так что я просто не узнал ее — англичане кормят гречкой только лошадей. Вот вам пример того, как отличаются культуры двух стран!
Любят ли красноярцы иностранцев? Сталкивались ли с проявлениями межнациональной нетерпимости?
Нет, никакой нетерпимости не замечал. Многие удивляются, когда узнают, что я англичанин, расспрашивают, зачем приехал, но относятся дружелюбно. Никто меня не обижал и не оскорблял.
Хотя должен сказать, что в целом красноярцы очень закрыты по отношению к незнакомцам. В первое время я пытался здороваться с соседями по подъезду, говорил им «Здравствуйте», но они смотрели на меня как на сумасшедшего. Рассказал жене, но она успокоила: «Не переживай, они просто не знают тебя пока, поэтому так ведут себя».
Позднее кто-то сказал мне, что в России считается так: если незнакомец пытается с тобой заговорить — значит, ему что-то надо от тебя, поэтому просто не отвечай, иди мимо. Так, на всякий случай. Это странно, так как в Великобритании не считается зазорным просто здороваться с прохожими или обмениваться улыбками. Если ты заходишь в автобус — ты говоришь всем (или хотя бы соседу по креслу) «привет», это обычная вежливость. Здесь же никто не разговаривает в автобусе, слышно только звук мотора. Люди молчат, смотрят в окно или слушают музыку. Им нет дела до соседей.
Трудно ли было найти жилье в Красноярске? Устраивают ли бытовые условия и арендная плата?
Я живу в квартире жены, но попытаюсь сравнить цены на аренду жилья.
В Великобритании мы с моей бывшей женой и тремя детьми снимали очень милый дом — два этажа, четыре спальни, большая ванная комната, прекрасный сад на заднем дворе. Кстати, именно личного сада мне очень не хватает в Красноярске. Чтобы просто погулять на природе, надо ехать куда-то — не могу до сих пор привыкнуть к этому.
Еще я просто ненавижу жить на первом этаже из-за решеток на окнах — словно в тюрьме.
Так вот, аренда дома на родине стоила примерно 1200 фунтов в месяц (около 115 тыс. рублей) — сюда включены все счета за газ, электричество, налоги. Конечно, это большие деньги, особенно после роста курса валют.
Самая большая проблема на новом месте? К чему до сих пор не смогли привыкнуть?
Как профессиональный водитель автобуса, я должен признать, что поездки на общественном транспорте в Красноярске сводят меня с ума. Стандарты водителей очень низки, просто невероятно низки. Я не думаю, что они плохие водители, скорее, виновата система, в которой им приходится работать. Они должны успеть перевезти как можно больше пассажиров, «сделать план», потому что иначе хозяин оставит их без премии. Отсюда и безумные гонки по дорогам, и безразличие к удобству и безопасности пассажиров.
В Лондоне, например, пассажиры для водителя автобуса — как королевская семья, их комфорт — приоритет, он важнее скорости и твоего кошелька. Иначе ты быстро вылетишь с работы.
Еще одна проблема — комары! В городе их почти нет, но стоит летом выбраться на природу — боже мой! Вообще я очень люблю рыбачить (хотя и совсем не ем рыбу), езжу с другом на Красноярское море. По сравнению с Великобританией, здесь намного больше разной рыбы, и мне это очень нравится! Там я ловил обычно карпов, здесь же карпы пока не попадались, зато какие прекрасные щуки водятся на Шумихе! Еще бы не было комаров...
Покидая родную страну, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
Конечно, тяжело было оставлять сына. Ему тогда было 14, я поговорил с ним по душам, мы обсудили переезд, решили, что будет лучше ему остаться с мамой. Но всё равно это было непросто, и я чувствую свою вину. Благодаря интернету, разлука с сыном и родителями (папе 76, маме 72) не так тяжела, как могла быть.
В их возрасте уже сложно путешествовать на такое расстояние, так что они вряд ли приедут в Россию.
Еще я очень скучаю по традиционному английскому блюду, которое готовила моя мама для наших семейных воскресных обедов — roast dinner — мясо, запеченное в духовке с овощами и картошкой.
Сколько вы уже живете в Красноярске? Мечтаете вернуться на родину?
Старался ездить на родину раз в год. Из-за растущего курса теперь даже не знаю, когда смогу поехать в следующий раз. Билеты стали очень дорогими.
Мечтаю ли я вернуться? Нет. Только на время, чтобы повидаться с родителями и сыном. В последний мой визит на родину я захотел улететь обратно в Красноярск уже спустя всего пару недель. Считал дни, когда снова увижу жену (смеется). Здесь моя жизнь теперь, я не хочу никуда уезжать. Красноярск теперь моя родина, я нашел здесь любовь, дом, работу, так что буду жить здесь.
Если говорить о планах на будущее — мы с женой хотели бы купить участок земли неподалеку от Санкт-Петербурга, там живут ее родственники. Хочу построить свой дом, это моя мечта!
Какой бы вы дали совет иностранцам, собирающимся сейчас переехать жить в Сибирь?
Постарайтесь принять это место, понять его. Если вы всерьез хотите жить здесь — дайте ему шанс. В Сибири есть и плохие, и хорошие люди, как и в любом другом месте на планете. К счастью, плохих мне удавалось обойти стороной, хотя я видел их на улицах — пьяных, агрессивных. Но не бойтесь своих первых впечатлений или чужих рассказов о Сибири.
Я ни капли не жалею, что приехал сюда.
Что бы я хотел изменить — так это хорошо выучить русский язык, чтобы лучше понять русских и их культуру. Пока, к сожалению, у меня не было достаточно стимулов для этого — с женой мы говорим по-английски, на работе (в школе Welcome) я преподаю английский, так что незнание русского — это мое упущение, которое я однажды обязательно исправлю.
Дэвид Брэддик специально для интернет-газеты Newslab.ru